г. Тюмень |
|
6 февраля 2023 г. |
Дело N А27-8282/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу на решение от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 12.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-8282/2022 по заявлению Министерства промышленности и торговли Кузбасса (ОГРН 1154205004348, ИНН 4205305240; 650064, г. Кемерово, пр. Советский, 63) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574; 650093, г. Кемерово, ул. Мичурина, д.54) о признании недействительным представления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Фонд развития промышленности Кузбасса (ОГРН 1194200000092, ИНН 4205378545; 650000, г. Кемерово, пр. Советский, 56).
Суд установил:
Министерство промышленности и торговли Кузбасса (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление казначейства) о признании недействительным представления от 08.02.2022 N 39-20-27/10-2226.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен Фонд развития промышленности Кузбасса (далее - Фонд).
Решением от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление казначейства, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Министерство и Фонд возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения от 24.02.2021 N 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду (в редакции дополнительного соглашения от 07.04.2021 N 2, далее - Соглашение от 24.02.2021), планом-графиком перечисления субсидии (приложение N 1 к Соглашению) Министерство было обязано перечислить субсидию на мероприятие "Субсидия Фонду развития промышленности Кузбасса для погашения задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам (в том числе бывшим) АО "Шахта "Алексиевская" в размере 202 916 000 руб. в срок до 30.11.2021.
Согласно пункту 1.3.2 Порядка предоставления субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2019 N 147 (в редакции от 05.04.2021 N 166, далее - Порядок N 147), погашение сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности перед работниками (в том числе бывшими) АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам (выходное пособие; компенсация за невыплату заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; выплата за медицинский осмотр при приеме на работу согласно условиям коллективного договора; выплата за выслугу лет согласно условиям коллективного договора; задолженность по алиментным обязательствам работников (в том числе бывших) осуществляется Фондом путем заключения соглашения об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности.
Распоряжением Правительства Кузбасса от 25.03.2021 N 149-р "О дополнительных мерах по снятию социальной напряженности на АО "Шахта "Алексиевская"" (далее - Распоряжение N 149-р) был установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кузбасса. Министерству труда и занятости населения Кузбасса во взаимодействии с Министерством угольной промышленности Кузбасса надлежало представить в Фонд необходимые для заключения соглашения документы.
В соответствии с представленными в Фонд сведениями указанными органами власти, во взаимодействии с конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевская", задолженность по заработной плате, подлежащая компенсации на 01.03.2021, составляла 192 982 283,51 руб., в связи с чем Фондом в Министерство была направлена заявка от 07.04.2021 N 2 на предоставление субсидии на указанную сумму. Запрошенная сумма была перечислена Министерством Фонду. На указанную сумму Фондом было заключено соглашение от 07.04.2021 с АО "Шахта "Алексиевская" об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности перед работниками АО "Шахта "Алексиевская".
Распоряжением Правительства Кузбасса от 13.05.2021 N 240-р внесены изменения в Распоряжение N 149-р, предусматривающие компенсацию задолженности по заработной плате, сформированной на 01.04.2021.
Согласно представленным в Фонд сведениям от Минтруда Кузбасса, Минугля Кузбасса, во взаимодействии с конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевкая", за период с 01.03.2021 по 01.04.2021 задолженность по заработной плате, подлежащая компенсации, составила 9 013 977, 51 руб., в связи с чем Фондом была направлена в Министерство заявка на предоставление субсидии на указанную сумму. Запрошенная сумма была перечислена Министерством Фонду, которым было заключено дополнительное соглашение с АО "Шахта "Алексиевская" от 28.05.2021.
Таким образом, задолженность по заработной плате, подлежащая компенсации в рамках мероприятия, составила 201 996 261,02 руб. и была перечислена Министерством Фонду в полном объеме. Дополнительных сведений от Минтруда Кузбасса, Минугля Кузбасса, конкурсного управляющего АО "Шахта "Алексиевкая" о том, что задолженность по заработной плате на 01.04.2021 была сформирована в ином объеме, в Министерство не поступало.
Из перечисленных средств Фондом были исполнены обязательства по погашению задолженности по заработной плате в АО "Шахта "Алексиевская" на сумму 201 603 925,9 руб.
Оставшаяся сумма 392 335,12 руб. возвращена Фондом в бюджет в связи с невозможностью исполнения ввиду отсутствия в Фонде сведений о банковских реквизитах счетов некоторых работников АО "Шахта "Алексиевская" (не были представлены конкурсным управляющим).
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка N 147 на заседании Наблюдательного совета Фонда принято решение о возврате неиспользованного остатка субсидии в размере 392 335,12 руб. в областной бюджет (протокол от 19.11.2021 N 13). Платежным поручением от 17.12.2021 N 1722 на сумму 392 335,12 руб. Фондом осуществлен возврат неиспользованных средств.
Управлением казначейства в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка использования дотации, предоставленной за счет средств федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Кемеровской области - Кузбасса за период с 01.01.2021 по 30.11.2021.
По результатам проведенной проверки Управлением казначейства составлен акт выездной проверки от 24.12.2021 и внесено представление от 08.02.2022 N 39-20-27/10-2226.
Согласно оспариваемому представлению выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2.7 Порядка N 147, пункта 3.2 Соглашения от 24.02.2021 Министерством не перечислены в полном объеме средства субсидии для погашения задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам (в том числе бывшим) АО "Шахта "Алексиевская".
2. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1 Порядка N 147, подпункта 4.1.5 пункта 4.1 раздела Соглашения от 24.02.2021 Министерством не осуществлены функции контроля за использованием Фондом субсидии, а именно при перечислении субсидии в размере 201 996 261,02 руб. (при наличии кредиторской задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам (в том числе бывшим) АО "Шахта "Алексиевская" по состоянию на 01.04.2021 в общей сумме 204 137 142,18 руб.), неиспользованный остаток субсидии по состоянию на 17.12.2021 составляет 1 312 074,1 руб. (остаток лимитов бюджетных обязательств 919 738,98 руб. и возврат неиспользованных средств субсидии в размере 392 335,12 руб.).
Управление потребовало принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений в срок до 16.05.2022.
Министерство, посчитав представление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь, положениями статей 28, 34, 158, 265, 269.2, 270.2 БК РФ, условиями Соглашения от 24.02.2021 и Порядка N 147, пришли к выводам о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для удовлетворения заявленного требования о признании недействительным оспариваемого представления.
Отклоняя доводы Управления казначейства о том, что перед заявителем как главным распорядителем бюджетных средств стояла цель погасить в полном объеме сформировавшуюся задолженность, суды указали, что Порядком N 147 была поставлена цель - поддержка работников (в том числе бывших) АО "Шахта "Алексиевская": финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда в части погашения сформировавшейся на 01.04.2021 задолженности перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам путем заключения соглашения об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.04.2021 задолженности.
Исполнив обязательства по соглашению между АО "Шахта "Алексиевская" и Фондом, Фонд в полном объеме достиг поставленной цели.
Как уже отмечалось, из перечисленных средств Фондом были исполнены обязательства по погашению задолженности на сумму 201 603 925,9 руб. Оставшаяся сумма в размере 392 335,12 руб. была возвращена Фондом в бюджет в связи с невозможностью исполнения ввиду отсутствия в Фонде сведений о банковских реквизитах счетов некоторых работников АО "Шахта "Алексиевская" (не были представлены конкурсным управляющим).
Таким образом, суды пришли к выводу, что мероприятие было реализовано Фондом в полном объеме; при этом неперечисление остатка субсидии не привело к необеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Кроме того, суды правильно отметили, что Управлением казначейства не доказано, что выплаченные (невыплаченные) суммы дотаций работникам АО "Шахта Алексиевская" произведены в нарушение принципов результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
В отношении пункта 2 оспариваемого представления суды указали, что ни у Фонда, ни у Министерства не имеется полномочий по проверке достоверности представленной информации относительно размера и объема задолженности, сформировавшейся перед работниками АО "Шахта "Алексиевская". Суммы, подлежащие компенсации в рамках Соглашения от 24.02.2021 и дополнительного соглашения к нему, были определены на основании информации, направленной конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевская", ответственным за достоверность представляемой информации.
Таким образом, достоверность представленных конкурсным управляющим сведений не относится к условиям, целям и порядку предоставления субсидии, которые Министерству надлежало проверять в рамках полномочий по контролю.
Давая оценку относительно исполнимости оспариваемого представления, суды пришли к выводу, что Управлением казначейства не указано, какие причины и условия повлекли за собой выявленные нарушения; каким именно образом Министерство должно было исполнить представление, в том числе учитывая отсутствие в кассационной жалобе ссылок на конкретизированный список физических лиц (работников), которым не была выплачена (либо выплачена в неполном объеме) задолженность по заработной плате и иным выплатам.
Учитывая, что неисполнение представления влечет для Министерства реальные негативные последствия в виде административной ответственности и применения бюджетных мер принуждения, суды признали нарушенными права и законные интересы заявителя вынесением оспариваемого ненормативного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.