г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А81-5078/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на решение от 03.06.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 29.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-5078/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (115035, город Москва, Софийская набережная, дом 26/1, ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29, ИНН 8901007461, ОГРН 1028900508966) о признании незаконным предписания от 29.12.2021 N 11-Т.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (629830, город Губкинский, микрорайон N 10, дом 3, ИНН 8913006455, ОГРН 1058901407707).
В заседании принял участие представитель:
от публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - Рахманов С.М. по доверенности от 22.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" - Рахманов С.М. по доверенности от 01.10.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество, ПАО "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - административный орган, департамент) об оспаривании предписания от 29.12.2021 N 11-Т.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (далее - третье лицо, ООО "РН-Пурнефтегаз").
Решением от 03.06.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предписание подлежало выдаче третьему лицу, поскольку спорный трубопровод на основании договора аренды был передан ООО "РН-Пурнефтегаз"; согласно условиям договора аренды третье лицо как арендатор обязано обеспечить безопасное использование арендованного имущества и несет полную ответственность в случае загрязнения окружающей среды.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества и третьего лица, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ввиду поступления сведений о разливах нефтесодержащей жидкости на лесных участках Таркосалинского лесничества на территории Барсуковского и Комсомольского месторождений, эксплуатируемых ПАО "НК "Роснефть", департаментом принято решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.12.2021 N 00011.
В рамках проведения проверки административным органом было выявлено нарушение требований подпункта "а" пункта 20, пункта 29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047), части 1 статьи 50.7, статей 60.12 и 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), выразившееся в загрязнении нефтесодержащей жидкостью лесного участка, находящегося в квартале N 2721 в выделе N 49 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества и расположенного согласно лесоустройству 2013 года в непосредственной близости от границ лесного участка, переданного ПАО "НК "Роснефть" на основании договора аренды лесного участка от 01.12.2008 N 331/Л-08.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи административным органом предписания от 29.12.2021 N 11-Т, которым на ПАО "НК "Роснефть" возложена обязанность устранить нарушение, выразившееся в загрязнении нефтесодержащей жидкостью лесного участка в квартале N 2721 в выделе N 49 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества общей площадью 0,0558 га, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Возражая против указанного предписания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля
Статьей 50.7 ЛК РФ определено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
В соответствии со статьей 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, определены Правилами N 2047.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 2047 в лесах не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (подпункт "а"); ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений (подпункт "б");
В силу пункта 29 Правил N 2047 не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается факт нарушения вышеуказанных требований, выразивший в загрязнении нефтесодержащей жидкостью лесного участка, находящегося в квартале N 2721 в выделе N 49 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, на площади 0,0558 га.
Обращаясь с заявлением о признании предписания недействительным, общество ссылалось на выдачу предписания ненадлежащему лицу, поскольку спорный объект (трубопровод) в момент совершения нарушения находился на основании договора аренды во владении и пользовании ООО "РН-Пурнефтегаз", которое в силу пункта 1.4 договора аренды несет полную ответственность в случае загрязнения окружающей среды в соответствии с федеральным природоохранным законодательством.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, передача опасного производственного объекта в пользование иному лицу не влечет за собой утрату правового статуса лица, ответственного за режим эксплуатации субъекта.
Наличие нарушений порядка выдачи предписания судами не установлено.
С учетом изложенного суды, в том числе принимая во внимание факт устранения ООО "РН-Пурнефтегаз" нефтезагрязнения на спорном лесном участке, сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования и признания оспариваемого предписания недействительным.
В целом доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5078/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф04-7936/22 по делу N А81-5078/2022