г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А45-553/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 21.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-553/2022 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, город Новосибирск, улица Ватутина, дом 12/1, ИНН 5404269334, ОГРН 1065404021990) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, Красный проспект, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) об оспаривании постановления от 24.12.2021 N 561-21 и предписания от 09.12.2021 N 08-03-015/4892-1.
Иные лица, участвующие в деле: Григорьева Татьяна Филипповна, Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города Новосибирска (630011, город Новосибирск, Красный проспект, дом 18, ИНН 5406228654, ОГРН 1025402488242).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района") обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) об оспаривании постановления от 24.12.2021 N 561-21 и предписания от 09.12.2021 N 08-03-015/4892-1.
Определением от 26.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А45-553/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Григорьева Татьяна Филипповна (далее - Григорьева Т.Ф.), Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее - департамент).
Решением от 21.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о нарушении обществом требований действующего законодательства при начислении платы за содержание и текущий ремонт собственникам жилых помещений, расположенных в общежитии многоквартирного дома N 12 по улице Титова в городе Новосибирске, поскольку в указанном доме фактически сформировано два объекта хозяйствования, имеющих различную природу определения платы за содержание и текущий ремонт.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и Григорьева Т.Ф. просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Департамент отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Титова, дом 12.
В связи с поступлением обращения о фактах нарушения обществом лицензионных требований инспекцией на основании приказа от 20.11.2021 N 08-01-016/4892 в отношении ООО "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки административным органом установлено, что согласно техническому паспорту спорный многоквартирный дом является жилым домом с общежитием; пользователями в указанной части многоквартирного дома (общежитии) являются как собственники квартир, так и потребители по договорам социального найма.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.04.2019 N 1 установлен размер платы за текущий ремонт в размере 7 руб./кв.м, за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме - в размере 16,07 руб./кв.м, вознаграждение совета дома - в размере 1,55 руб./кв.м; не менее 50% затрат по установке балансировочного клапана на систему отопления и устройству циркуляции с изоляцией, с целью оптимизации системы отопления и горячего водоснабжения всего дома, компенсировать за счет субсидии от муниципалитета.
При этом согласно единым платежным документам собственникам жилых помещений, расположенных в общежитии спорного многоквартирного дома, начисление платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме производится с учетом тарифа, установленного органом местного самоуправления (постановлением мэрии города Новосибирска N 1428 от 06.05.2020) и без учета тарифа на содержание, принятого на общем собрании многоквартирного дома; начисление платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме не производится.
В целях устранения выявленных нарушений инспекция выдала предписание от 09.12.2021 N 08-03-015/4892-1, согласно которому ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" необходимо прекратить нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части начисления размера платы по содержанию и текущему ремонту собственникам жилых помещений, расположенных в общежитии многоквартирного дома N 12 по улице Титова в городе Новосибирске, без учета решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Привести в соответствие с действующим законодательством и решением общего собрания собственников (пункт 1); устранить нарушение в части начисления размера платы по содержанию и текущему ремонту собственникам жилых помещений, расположенных в общежитии многоквартирного дома N 12 по улице Титова в городе Новосибирске, без учета решения общего собрания собственников от 29.04.2019 многоквартирного дома с марта 2019 по ноябрь 2021 года. Привести в соответствие с действующим законодательством и решением общего собрания собственников (пункт 2).
Также указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 14.12.2021 N 08-04-015/4892-1 и вынесения постановления от 24.12.2021, которым ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с предписанием от 09.12.2021 N 08-03-015/4892-1 и постановлением от 24.12.2021 N 561-21, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности, а также о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются требования, предусмотренные частью 3.1 статьи 45, частью 2.3 статьи 161, частями 2, 7 статьи 162, частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В частях 1, 3, 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение требований действующего законодательства общество осуществляло начисление платы за содержание собственникам жилых помещений, находящихся в общежитии спорного многоквартирного дома, без учета тарифа на содержание, принятого на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и не производило начисление им платы за текущий ремонт.
При этом доводы ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", в том числе со ссылками на судебные акты суда общей юрисдикции о том, что в спорном многоквартирном доме сформировано два объекта хозяйствования и для каждого объекта хозяйствования утверждается свой перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и размеру их платы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку согласно техническому паспорту многоквартирного дома N 12 по улице Титова в городе Новосибирске общежитие, расположенное на 1, 2, 3, 4, 5 этажах, входит в состав (является частью) данного многоквартирного дома; субсидия, выделенная муниципалитетом, распространяется на весь многоквартирный дом, при этом участие многоквартирного дома в программе субсидирования органа местного самоуправления, не исключает обязанности собственников данного многоквартирного дома нести расходы на услуги и работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также на текущий ремонт.
Принимая во внимание допущенные обществом нарушения требований действующего законодательства при начислении платы за содержание и текущий ремонт собственникам помещений, находящихся в общежитии спорного многоквартирного дома, судами сделан обоснованный вывод о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и отказано в удовлетворении требования о признании его недействительным.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" требования.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-553/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
...
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф04-7632/22 по делу N А45-553/2022