г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А81-5847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Сергеевой Т.А.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Групп" на решение от 09.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Осипова Ю.Г.) и постановление от 17.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сафронов М.М., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу N А81-5847/2022 по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (629405, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Озерная, дом 5, ИНН 8902009197, ОГРН 1028900558070) к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Групп" (629404, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Автострадная, дом 8, корпус а, офис 8, ИНН 8901039022, ОГРН 1208900001034) о взыскании денежных средств
Суд установил:
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Групп" (далее - общество, ответчик) о взыскании долга в размере 2 676 080,32 руб. за период с 01.05.2021 по 31.12.2021.
Решением от 09.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе приведены следующие доводы: истцом не представлено допустимых доказательств, подтверждающих право распоряжения коммунальным ресурсом; судами при рассмотрении спора по существу не приняты во внимание нормы пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), устанавливающие обязанность предприятия, как исполнителя, по оплате объема коммунального ресурса в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, оказанной для удовлетворения общедомовых нужд.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов в части отказа в удовлетворении встречного иска, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации города Лабытнанги от 15.11.2013 N 703 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Лабытнанги на 2014 год и на перспективу до 2028 года" предприятие наделено статусом единой теплоснабжающей организации на поставку тепловой энергии абонентам, расположенным в зоне действия источника тепловой энергии: Котельная ДЕ 25/14 (микрорайон Обской города Лабытнанги).
Распоряжением администрации города Лабытнанги от 01.06.2015 N 686 "О внесении изменений в распоряжение администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 N 1927", постановлением администрации города Лабытнанги от 30.06.2021 N 945 "О присвоении статуса гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа" предприятию присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории микрорайонов Обской, Судорембаза, улицы Речная города Лабытнанги.
На основании лицензии от 07.05.2020 N 089000180, предоставленной департаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, общество является управляющей организацией осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными на территории микрорайона Обской города Лабытнанги (улица Революции, дома 8, 6; улица Полярная, дом 10; с 01.04.2021 переулок Уральский, дом, 8; с 01.05.2021 улица Озерная, дом 7а).
Между предприятием (ресурсоснабжающая организация, РСО) и обществом (исполнитель) заключены: договор теплоснабжения от 01.05.2021 N 155 с протоколом урегулирования разногласий от 04.06.2021 (далее - договор теплоснабжения); договор холодного водоснабжения от 01.05.2021 N 156 с протоколом урегулирования разногласий от 21.06.2021 (далее - договор водоснабжения); договор водоотведения от 01.05.2021 N 157 с протоколом урегулирования разногласий от 07.06.2021 (далее - договор водоотведения) на поставку соответствующего вида энергоресурсов и оказание соответствующих услуг.
В пунктах 5.3 - 5.5 договоров теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сторонами согласован порядок проведения расчетов за потребленные исполнителем коммунальные ресурсы путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия. При этом исполнитель не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления платежей в счет оплаты коммунальных услуг от собственников и пользователей помещений МКД, находящихся в управлении общества, производит перечисление в пользу РСО. Окончательный расчет за потребленные коммунальные ресурсы производится обществом до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет предприятия.
Во исполнение условий договоров в период с 01.05.2021 по 31.12.2021 РСО исполнителю поставлена тепловая энергия, холодная вода и оказаны услуги по приему стоков и водоотведению на содержание общего имущества в МКД на общую сумму 3 322 799,78 руб., на оплату выставлены универсальные передаточные документы (отдельно за тепловую энергию, холодное водоснабжение, услуги по приему сточных вод, водоотведение при содержании общего имущества в МКД).
Обществом произведена частичная оплата коммунальных ресурсов по платежным поручениям: от 21.01.2022 N 19, 20, 21; от 04.10.2021 N 74. Размер непогашенной обществом задолженности за период с 01.05.2021 по 31.12.2021 составил 3 253 026,43 руб., в связи с чем предприятием направлена в его адрес претензия, после чего последовало обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", исходили из доказанности поставки заявленного объема энергоресурсов в исковой период, отсутствия доказательств их оплаты, правильности расчета исковых требований.
По существу спор разрешен судами правильно.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства по делу, установив обстоятельства заключения договоров теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, подтверждение объема поставленных коммунальных ресурсов в находящиеся в управлении общества МКД, учтя отсутствие доказательств их оплаты, констатировав таким образом наличие задолженности, суды двух инстанций пришли к аргументированному выводу об удовлетворении иска.
Оценка доказательств и выводы судов не противоречат законодательству, находятся в пределах судейской дискреции, поэтому суд кассационной инстанции соглашается с позицией судов обеих инстанций.
Аргументы кассационной жалобы о нарушении судами норм пункта 44 Правил N 354 основаны на недействующей в спорный период его редакции, более того, сводятся к неверному понимаю существа регулируемых отношений, потому не могут быть приняты судом округа в качестве основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Довод общества о необходимости доказывания предприятием титула в отношении поставляемых коммунальных ресурсов как основания для получения платы за них подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку, находясь с истцом в договорной связи по энергоснабжению, доказательств получения соответствующих коммунальных ресурсов от других лиц (иной РСО) ответчик, не оспаривая сам факт их получения, не приводит. Поэтому стоимость реализованных ответчику коммунальных ресурсов правомерно определяется истцом исходя из реализованного объема коммунальных ресурсов и тарифов, установленных истцу регулирующим органом.
В целом приведенные заявителем суждения, повторяющие доводы апелляционной жалобы, основаны на ошибочном толковании указанных выше норм права, оценивались судами и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о допущенной по делу судебной ошибке, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции. Само по себе несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ). В связи с этим обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5847/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
Т.А. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
Аргументы кассационной жалобы о нарушении судами норм пункта 44 Правил N 354 основаны на недействующей в спорный период его редакции, более того, сводятся к неверному понимаю существа регулируемых отношений, потому не могут быть приняты судом округа в качестве основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф04-8182/22 по делу N А81-5847/2022