г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А45-9783/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТПЗ" на решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-9783/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТПЗ" (630041, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Дукача, д. 10, этаж 1, ОГРН 1205400055739, ИНН 5404187787) к мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр-кт, д. 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) о признании незаконным уведомления об отказе.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "НТПЗ" Гольдберг Ю.В. по доверенности от 30.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "НТПЗ" (далее - заявитель, ООО "НТПЗ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:062190:520, обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:35:062192:520 по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска (далее - департамент).
Решением от 30.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "НТПЗ" в кассационной жалобе просит обжалуемые решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Считает, что спорный земельный участок не является территорией общего пользования; полагает, что основанием для установления так называемых "красных линий" является проект межевания территории, однако, проект межевания в отношении квартала, где находится спорный участок, не утвержден, по сути, отсутствует; между тем, нанесение линий в публичной кадастровой карте не является основанием отказа в выкупе спорного участка. К спорным правоотношениям не подлежат применению положения части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указывает, что для применения норм о запрете на приватизацию земельных участков в составе территорий общего пользования и об ограничениях их застройки необходимо наличие территории общего пользования как объекта. Таковой она становится после прохождения процедуры резервирования или изъятия земельного участка для государственных нужд.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что по результатам закрытых торгов в форме публичного предложения (идентификационный номер торгов на ЕФРСБ N 4784121), предметом которого в том числе является сооружение (котельная) площадью 8 692 кв. м с кадастровым номером 54:35:062190:421, расположенное на земельном участке N 54:35:062190:520, площадью 74 698 кв. м ООО "Меркас" приобрело право собственности на имущество ОАО "НПО "Сибсельмаш".
В последующем ООО "Меркас" продало данное имущество ООО "МетРесурс", с последующей продажей ООО "НТПЗ".
ООО "НТПЗ" обратилось в мэрию с заявлением от 14.01.2022 исх. N 2/22 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:062190:520, находящегося по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Олимпийская, д. 37/3 для эксплуатации сооружения котельной с кадастровым номером 54:35:062190:421 площадью 8692 кв. м.
Письмом от 28.01.2022 N 31/19/01168 заявителю отказано в предоставлении в собственность спорного участка по причине того, что часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:062190:520 расположена в границах территории общего пользования, установленной постановлением мэрии города Новосибирска от 09.01.2020 N 2 "О проекте планировки территории, ограниченной перспективной транспортной магистралью, ул. Олимпийской, полосой отвода железной дороги и границей города Новосибирска, в Ленинском районе".
Указанное явилось основанием для обращения ООО "НТПЗ" в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 11, 15, 27, 29, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, пунктом 12 статьи 1, статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", исходили из того, что земельный участок, о правопритязаниях на который заявлено ООО "НТПЗ", частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, установленной постановлением мэрии города Новосибирска от 09.01.2020 N 2 "О проекте планировки территории, ограниченной перспективной транспортной магистралью, ул. Олимпийской, полосой отвода железной дороги и границей города Новосибирска, в Ленинском районе"; доказательства, свидетельствующие об обращении с предложениями по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории Ленинского района, не представлены; в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Судом апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении заключения кадастрового инженера от 20.06.2022, поскольку в суде первой инстанции оно не заявлялось, уважительность причин его непредставления суду апелляционной инстанции не представлена; фактически обществом совершены действия по сбору дополнительных доказательств после вынесения решения.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В соответствии с требованиями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу положений статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В силу части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии являются составной частью проекта планировки территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Судом установлено, что постановлением Мэрии города Новосибирска от 09.01.2020 N 2 "О проекте планировки территории, ограниченной перспективной транспортной магистралью, ул. Олимпийской, полосой отвода железной дороги и границей города Новосибирска, в Ленинском районе" утвержден проект планировки территории, ограниченной перспективной транспортной магистралью, ул. Олимпийской, полосой отвода железной дороги и границей города Новосибирска, в Ленинском районе.
Проект планировки выполнен в соответствии с положениями Генерального плана города Новосибирска, разработанного на период до 2030 года.
Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:062190:520 расположена в красных линиях (территория общего пользования), установленной вышеуказанным постановлением мэрии города Новосибирска от 09.01.2020 N 2.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:062190:520, испрашиваемый заявителем, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, ограниченных перспективной транспортной магистралью, ул. Олимпийской, полосой отвода железной дороги и границей города Новосибирска, в Ленинском районе; при этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании заявителем документации по планировке территории, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен ООО "НТПЗ" в собственность, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из положений части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключает возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора от 15.11.2017).
В пункте 19 названного Обзора указано, что в силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании ООО "НТПЗ" проекта планировки территории, равно как и о признании указанного нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9783/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.