г. Тюмень |
|
9 февраля 2023 г. |
Дело N А03-12742/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства спорта Алтайского края на решение от 02.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 31.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-12742/2021 по заявлению Министерства спорта Алтайского края (656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65, ОГРН 1182225042163, ИНН 2225198071) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971), Федеральному казначейству (101000, г. Москва, Большой Златоустинский переулок, 6, стр. 1, ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760) о признании недействительными предписания, приказа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство спорта Российской Федерации (105064, г. Москва, ул. Казакова, 18, ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271).
Суд установил:
Министерство спорта Алтайского края (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Управление казначейства) о признании недействительным представления от 01.06.2021 N 17-84-24/4554 в части пунктов 3-5, к Федеральному казначейству о признании недействительным приказа от 05.08.2021 N 239, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства спорта Российской Федерации (далее - Минспорта России) (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 02.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Управление казначейства возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденными в приложении N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (далее - Госпрограмма N 302, Правила) установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе по направлению: "в" - создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что субъекту в случае соблюдения всех условий предоставления субсидии они выделяются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием в размере не более 40 млн. руб. на одно футбольное поле.
В силу пункта 14 Правил оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется Минспорта России путем сравнения плановых и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации в отчетном периоде установленных соглашением следующих значений показателей результативности (результатов) использования субсидии: в) при получении субсидии на создание или модернизацию футбольных полей с искусственным покрытием, - количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.
В соответствии с пунктом 8 Правил перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием утверждается Минспорта России.
Приказом Минспорта России от 12.02.2019 N 100 утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.
Субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках реализации федерального проекта "Спорт норма жизни", предусмотренные в федеральном бюджете по БК - 777 1102 131Р552280 521 и по БК - 777 1102 138Р552280 521, предоставлены бюджету Алтайского края на основании Соглашения от 09.02.2019 N 777-08-2019-146, заключенного между Минспорта России и Правительством Алтайского края (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата(ов) федерального проекта по Субъекту (далее - результат(ы) регионального проекта), согласно приложению N 1 и приложению N 2 к Соглашению, утвержденных протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2.
Согласно Перечню основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (Приложение N 3 к Госпрограмме N 302) подпрограмма 8 "Развитие футбола в Российской Федерации" содержит мероприятие с направлением реализации: создание футбольных манежей; закупка искусственных покрытий для футбольных полей; переподготовка тренеров по футболу, разработка методик и программ спортивной подготовки спортсменов.
Перечень мероприятий государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" содержит мероприятия аналогичной направленности: мероприятие 1.3.3.3 "создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками" с суммой расходов на его финансовое обеспечение на 2019 год в размере 40 404,1 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000,0 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 404,1 тыс. руб.
Пунктом 6.1.2. Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 13.12.2020) предусмотрены показатели результативности исполнения мероприятия, в целях финансирования которого предоставлена субсидия: количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки: в 2019 году - 1.
С 10.02.2021 по 19.04.2021 Управлением казначейства в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спора в Российской Федерации" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в ходе которой выявлены и зафиксированы в акте проверки от 19.04.2021 нарушения.
По результатам проверки Министерству выдано представление от 01.06.2021 N 17-84-24/4554, которым, в частности, установлено:
- средства в сумме 255 005,65 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета - 237 155,25 руб., направлены на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии, - приобретение спортивного оборудования (балансировочная платформа, помост тяжелоатлетический, канатный тренажер с системой сопротивления, эллиптический тренажер, беговая дорожка, скакалка, гантели виниловые), не предусмотренного в составе комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, для спортивных школ и училищ олимпийского резерва и не согласованного с Минспорта России (пункт 9);
- средства субсидии из федерального бюджета в размере 950,99 руб. направлены на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии, - приобретение спортивного оборудования (гантели виниловые) (пункт 18);
- Министерством не обеспечено использование приобретенного спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля при организации спортивной подготовки; Министерством представлены документы, подтверждающие передачу искусственного покрытия футбольного поля и спортивного оборудования (ворота футбольные - 6 штук, сетка для футбольных ворот - 3 комплекта) на общую сумму 14 640 767,46 руб. в Краевое государственное бюджетное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по футболу Алексея Смертина" (пункт 19).
Управление казначейства пунктами 3-5 резолютивной части представления потребовало от заявителя в срок до 04.10.2021 принять меры к возврату в Минспорта России 237 155,25 руб. (по нарушению, указанному в пункте 9); 950,99 руб.
(по нарушению, указанному в пункте 18); 25 359 232,54 руб. (по нарушению, указанному в пункте 19).
Приказом Федерального казначейства от 05.08.2021 N 239 Министерству отказано в удовлетворении жалобы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 38, 162, 265, 266.1, 267.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами, условиями Соглашения, пришли к выводу о том, что представление Управления казначейства в оспариваемой части, а также приказ Федерального казначейства являются законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Как установили суды, субсидии предоставлены в соответствии с Правилами, на основании Соглашения на софинансирование мероприятия Государственной программы Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае": создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками. Расходование средств должно осуществляться в соответствии с указанными документами.
Из условий заключенного Соглашения также следует, что целью предоставления субсидии является закупка оборудования для создания или модернизации одного футбольного поля с искусственным покрытием.
Показатель результативности исполнения мероприятия - количество поставленных искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки на 2019 год, имеет значение "1".
На основе представленных доказательств (госконтрактов, актов приема-передачи объектов, объяснений свидетелей, приказов, распоряжений) судами установлено, что закупаемое оборудование было направлено Министерством не только на создание или модернизацию одного футбольного поля, но и передано для оборудования иных объектов, не являющихся футбольными полями при организациях спортивной подготовки.
Между тем судами верно отмечено, что в рассматриваемом случае цель расходования средств, определенная Соглашением, не предусматривала модернизацию иных спортивных объектов, в связи с чем вывод проверяющих о том, что денежные средства использованы на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии, является обоснованным.
Судами также установлено, что с учетом результатов проверки Министерством осуществлена передача искусственного покрытия футбольного поля и спортивного оборудования (ворота футбольные 6 штук, сетка для футбольных ворот 3 комплекта) на общую сумму 14 640 767,46 руб. в Краевое государственное бюджетное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по футболу Алексея Смертина" (извещения от 28.04.2021 N 00000210 и от 29.04.2020 N 00000208, N 00000209).
Тем самым, Министерством устранено нарушение в части достижения результата регионального проекта на сумму 14 640 767,46 руб.
Между тем, вопреки позиции Министерства средства в сумме 25 359 232,54 руб. не были направлены на достижение значения показателя результативности (результатов) использования субсидии "количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - "1"; следовательно, использованы на цели, не соответствующие целям их предоставления, предусмотренным Соглашением.
Поскольку Правилами установлено, что приобретение оборудования, не включенного в установленный перечень, возможно только при согласовании с Минспорта России, а закупка спорного оборудования (эллиптический тренажер, балансировочная платформа, канатный тренажер с системой сопротивления, гантели виниловые, скакалка, помост тяжелоатлетический, беговая дорожка) не была согласована с Минспорта России, суды верно отметили, что расходование средств субсидии в данной части не соответствует целям ее использования.
Судами также верно отмечено, что данное оборудование не входит в состав комплекта спортивного оборудования, утвержденного приказом Минспорта России от 16.02.2018 N 144.
Учитывая, что установленные обстоятельства не опровергнуты Министерством, в том числе в кассационной жалобе, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания недействительным и приказа Федерального казначейства от 05.08.2021 N 239.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно направления средств федерального бюджета на цели, определенные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что приобретенное спортивное оборудование включено в федеральные стандарты спортивной подготовки по базовым видам спорта, об отсутствии признаков нецелевого использования средств), не опровергают выводы судов, которые признали обоснованным вынесение Управлением казначейства представления (в обжалуемой в суде части) по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12742/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденными в приложении N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (далее - Госпрограмма N 302, Правила) установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе по направлению: "в" - создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.
...
Приказом Минспорта России от 12.02.2019 N 100 утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 38, 162, 265, 266.1, 267.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами, условиями Соглашения, пришли к выводу о том, что представление Управления казначейства в оспариваемой части, а также приказ Федерального казначейства являются законными и обоснованными.
...
Судами также верно отмечено, что данное оборудование не входит в состав комплекта спортивного оборудования, утвержденного приказом Минспорта России от 16.02.2018 N 144."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2023 г. N Ф04-7743/22 по делу N А03-12742/2021