г. Тюмень |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А75-4203/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 25.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 13.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-4203/2022 по заявлению акционерного общества "Городские электрические сети" (628615, город Нижневартовск, улица Северная, дом 54а, строение 1, ИНН 8603004190, ОГРН 1028600957538) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
акционерное общество "Городские электрические сети" (далее - АО "Горэлектросети", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, служба) от 16.02.2022 N 27-Пр-КНО-6.
Решением от 25.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме N 5 по улице Нововартовская города Нижневартовск (далее - МКД) при вводе его в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (далее - ИПУ ТЭ); истечение межповерочного интервала/выход из строя/утрата приборов учета не свидетельствует об их фактическом отсутствии.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в отношении АО "Горэлектросеть" документарной проверки (решение от 01.02.2022) службой были выявлены нарушения требований абзаца 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-п "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" (далее - Постановление N 30-П).
По результатам проверки составлен акт от 16.02.2022 N 27-Пр-КНО-6 и выдано предписание от 16.02.2022 N 27-Пр-КНО-6, которым на общество выложена обязанность в срок до 26.04.2022 выполнить перерасчет размера платы за теплоснабжение всем жилым и нежилым помещениям в МКД, в которых зафиксирована неисправность ИПУ ТЭ более трех (для жилых помещений), более двух (для нежилых помещений) расчетных периодов, в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 42(1) по формуле 3(3) приложения N 2 Правил N 354, Постановления N 30-П за период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года; по результату исполнения пункта 1 настоящего предписания выполнить перерасчет размера платы (общедомовые нужды) по всем жилым и нежилым помещениям за период с декабря 2019 года по январь 2022 года в соответствии с абзацем 4 пункта 42(1) по формуле 3(3) приложения N 2 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "Горэлектросети" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В силу пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) Приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что МКД оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии; до 01.12.2019 включительно поставку теплоносителя для нужд отопления в МКД производило муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение"; АО "Горэлектросеть" осуществляет свою деятельность на основании концессионного соглашения с 02.12.2019 и является гарантирующей организацией для централизованной системы отопления и горячего водоснабжения в городе Нижневартовске; по состоянию на 01.01.2019 из 410 квартир в МКД ресурсоснабжающей организацией приняты в эксплуатацию ИПУ ТЭ только в 259 квартирах; согласно предоставленным обществом копиям актов проверки от декабря 2019 года не все ИПУ ТЭ в МКД были исправны (не отображаются показания, требуется замена); сведения о вводе в эксплуатацию ИПУ ТЭ во всех жилых и нежилых помещениях МКД в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что АО "Горэлектросеть" обоснованно производило расчеты по формуле 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 N 24-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской", судами обоснованно отмечено, что требование службы о применение формулы 3(3) Приложения N 2 к Правилам N 354 в рассматриваемой ситуации является неисполнимым, поскольку у общества отсутствует информация как о периодах работы вышедших из строя ИПУ ТЭ и дате выхода их из строя (утраты), так и о показаниях среднемесячного потребления коммунального ресурса.
Таким образом, арбитражные суды правомерно удовлетворили требование общества о признании недействительным оспариваемого предписания.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4203/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что МКД оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии; до 01.12.2019 включительно поставку теплоносителя для нужд отопления в МКД производило муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение"; АО "Горэлектросеть" осуществляет свою деятельность на основании концессионного соглашения с 02.12.2019 и является гарантирующей организацией для централизованной системы отопления и горячего водоснабжения в городе Нижневартовске; по состоянию на 01.01.2019 из 410 квартир в МКД ресурсоснабжающей организацией приняты в эксплуатацию ИПУ ТЭ только в 259 квартирах; согласно предоставленным обществом копиям актов проверки от декабря 2019 года не все ИПУ ТЭ в МКД были исправны (не отображаются показания, требуется замена); сведения о вводе в эксплуатацию ИПУ ТЭ во всех жилых и нежилых помещениях МКД в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что АО "Горэлектросеть" обоснованно производило расчеты по формуле 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 N 24-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской", судами обоснованно отмечено, что требование службы о применение формулы 3(3) Приложения N 2 к Правилам N 354 в рассматриваемой ситуации является неисполнимым, поскольку у общества отсутствует информация как о периодах работы вышедших из строя ИПУ ТЭ и дате выхода их из строя (утраты), так и о показаниях среднемесячного потребления коммунального ресурса."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф04-8328/22 по делу N А75-4203/2022