г. Тюмень |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А03-3751/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Алтайского края на решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3751/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ОГРН 1102205000050, ИНН 2205011896, 659100, Алтайский край, город Заринск, улица Металлургов, дом 6, корпус 1, помещение 2) к субъекту Российской Федерации - Алтайский край в лице Министерства финансов Алтайского края (ОГРН 1022200912029, ИНН 2221020369, 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 59) о взыскании 20 081,29 руб. убытков.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно спора: Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району" (ОГРН 1072205000988, ИНН 2205010998, 659100, Алтайский край, г. Заринск, ул. Металлургов 3), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" (ОГРН 1052201009794, ИНН 2205009865, 659100, Алтайский край, г. Заринск, ул. 25 Партсъезда, 15)).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (далее - истец, общество, ООО "Домсервис",) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 20 081,29 руб. убытков.
К участию в деле, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району" и общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" (далее - ООО "ЖКУ").
Решением от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что истцом не доказан факт и размер причиненных ему убытков, поскольку представленные доказательства не соответствуют критерию достаточности. По мнению Министерства, удовлетворение требований за счет казны Алтайского края является необоснованным, поскольку расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, льгота по оплате коммунальных услуг многодетным семьям установлена федеральным законодательством, однако источник ее компенсации не определен до настоящего времени; выводы судов противоречат принципу самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что между ООО "ЖКУ" и ООО "Домсервис" заключены договоры о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Заринске (N 15 по ул. Таратынова, N N 1, 3/2, 6/1 по ул. Металлургов, N 26/1 по проспекту Строителей), а также заключены дополнительные соглашения к вышеназванным договорам холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и теплоснабжения о включении в текст договоров дома N 12/1 по проспекту Строителей в г. Заринске.
С августа 2019 года по июнь 2021 года истец осуществлял подачу горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отопления (далее по тексту - коммунальные услуги) собственникам и пользователям помещений вышеуказанных многоквартирных домов, а также производил начисления за указанные ресурсы потребителям коммунальных услуг на территории города Заринска в соответствии с установленными для истца тарифами, предоставляя во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее - Указ N 431) скидку многодетным семьям в размере 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
Полагая, что причиненные обществу убытки в размере 20 081,29 руб., связанные с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате за коммунальные услуги в соответствующий период, подлежат возмещению за счет казны Алтайского края, истец обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций руководствовались частью 1 статьи 39, пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3, статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), пунктом 1 Указа N 431, пунктами 8, 9, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), правовой позицией, сформулированной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), и исходили из того, что вопросы финансирования в связи с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате коммунальных ресурсов согласно Указу N 431 признаются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Установив неисполнение ответчиком обязанности по выделению средств на компенсацию соответствующих расходов, признав доказанным факт возникновения у истца убытков и их размер, суды сочли исковые требования обоснованными, в связи с чем удовлетворили иск за счет казны Алтайского края в лице Министерства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Пунктом 3 Указа N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ (в редакции, действовавшей в период предоставления льгот) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В связи с изложенным правомерным является вывод судов о том, что вопросы социальной поддержки многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Российской Федерации - Алтайского края.
Для реализации порядка предоставления льгот в Закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 Постановления N 23 разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что во исполнение Указа N 431 общество предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% от установленной платы за пользование коммунальными услугами в период с августа 2019 года по июнь 2021 года.
Принимая во внимание, что к предмету ведения субъекта Российской Федерации -Алтайского края относятся вопросы социальной поддержки многодетных семей, предоставленная скидка на оплату коммунальных услуг льготным категориям, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования общества о взыскании с Алтайского края в лице Министерства за счет казны 20 081,29 руб. убытков.
Размер убытков подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе списками многодетных семей, пользующихся указанными льготами, счетами-фактурами, реестрами, платежными документами, выписками из поквартирных карточек, справками Управления социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району и ответчиком по существу не оспорен.
Доказательств фактического прекращения обществом исполнения функций управляющей организации и выбора иной управляющей организации материалы дела не содержат, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество в спорном периоде осуществляло управление МКД и предоставляло коммунальные услуги проживающим в них потребителям, рассчитывая размер платы с потребителей с учетом предоставленных многодетным семьям льгот.
Иные доводы подателя жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования общества.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3751/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
...
В пункте 19 Постановления N 23 разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф04-8225/22 по делу N А03-3751/2022