г. Тюмень |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А03-1956/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Аникиной Н.А.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Танакова Александра Михайловича, Танаковой Натальи Николаевны на решение от 19.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Захарова Я.В.) и постановление от 03.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Марченко Н.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А03-1956/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (658930, Алтайский край, р-н Волчихинский, с. Волчиха, ул. Матросова, д. 18, ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206) к индивидуальному предпринимателю Танакову Александру Михайловичу (с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края, ОГРНИП 317222500033499, ИНН 223801096570) и Танаковой Наталье Николаевне (с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края) о взыскании в солидарном порядке 82 782 руб. 40 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" Вишнякова Татьяна Владимировна (Алтайский край, г. Барнаул)
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю Танакову Александру Михайловичу (далее - ИП Танаков А.М.) и Танаковой Наталье Николаевне (далее - Танакова Н.Н.) о взыскании в солидарном порядке 82 782 руб. 40 коп., из них 66 622 руб. 51 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с апреля 2019 года по июнь 2021 года и 16 159 руб. 89 коп. пени за период с 13.01.2020 по 31.01.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "ВторГеоРесурс" Вишнякова Татьяна Владимировна.
Решением от 19.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения и постановлением от 03.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ИП Танаков А.М. и Танакова Н.Н. обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Согласно позиции заявителей, ввиду заключения сторонами ранее договора от 01.10.2014 N 51 на условиях типового договора, которым согласован объем принимаемых ТКО от потребителя ежемесячно (вывоз два раз в месяц), оплаты оказанных услуг согласно условиям указанного договора, факт оказания услуг обществом ответчикам в спорный период в заявленном размере не подтвержден, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о взыскании долга за спорный период; вывод судов о прекращении действия договора от 01.10.2014 N 51 в силу императивного указания закона несостоятелен, основан на неверном его толковании, без учета разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
В дополнении к кассационной жалобе заявители указывают на то, что расчет задолженности судами произведен неверно, без учета изменения тарифным органом нормативов накопления ТКО на 2021 год.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, собственниками нежилых зданий по адресам: Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ветеранов BOB, 35-М (продовольственный магазин "Империя вкуса") и Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Кирова, д. 58 (гостиница) являются Танаков Александр Михайлович и Танакова Наталья Николаевна, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.11.2013 N 22 АГ 896776 и от 29.07.2014 N 22 АД 139175.
Спорные помещения использовались ответчиками, в том числе в спорный период, в предпринимательской деятельности.
По результатам конкурсного отбора, между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "ВторГеоРесурс" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края от 06.12.2018 N 867/18-РО, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.
На основании пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор разместил в печатных средствах массовой информации (газета "Алтайская правда" выпуск от 25.12.2018 N 242) и на своем официальном сайте https://www.vtorgeo.com/yur-licam адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Истцом подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 1106 ИП с расчетом начислений (приложение N 1 договора).
Договор ответчиками не подписан.
Согласно пункту 1 проекта договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 4 проекта договора установлена дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.02.2019.
Согласно пункту 14 проекта договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив, определена исходя из заявки потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Приложением N 1 к проекту договора определено, что стоимость услуг за 1 месяц в 2019 году составляет 2 544 руб. 67 коп., при учете единого тарифа на 2019 год, стоимость услуг за 1 месяц с 2020 года составляет 2 473 руб. 69 коп., при учете единого тарифа с 2020 год.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как указал истец, расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО, для предприятий торговли (продовольственный магазин) является общая площадь, при этом величина норматива составляет 0,038 м3 в месяц, которая и была принята в расчет при начислении платы по договору (площадь 73,3 м3), расчетная единица для предприятий службы быта (гостиниц) - место, при этом величина норматива составляет 0,268 м3 в месяц (7 гостиничных номеров).
Истцом ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО, в адрес ИП Танакова А.М. направлены платежные документы (счета на оплату и акты об оказании услуг), однако оплата за оказанные услуги не произведена, в результате чего образовалась задолженность за период с апреля 2019 года по июнь 2021 года.
13.09.2021 в адрес ответчика направлено досудебное уведомление от 08.09.2021 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиками требований об оплате задолженности послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности факта оказания истцом услуг в период с апреля 2019 года по июнь 2021 года на условиях типового договора и наличия у ответчиков, как собственников помещений, обязанности по их оплате в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу.
Между тем, удовлетворяя исковые требования общества, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как было указано выше, порядок заключения договора предусмотрен Правилами N 1156. Форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также утверждена Правилами N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора, что сторонами спора не оспорено.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (определение от 13.10.2022 Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС22-13782).
Рассматривая спор, суды исходили из того, что договор с ИП Танаковым А.М. на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора, с осуществлением коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Вместе с тем судами не исследованы заявка потребителя от 18.11.2019 региональному оператору и приложенные к ней документы, где собственником ТКО избран способ коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных на собственном земельном участке по адресу: Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ветеранов ВОВ, д. 35-М.
При этом региональным оператором в приложении N 1 к проекту договора места накопления ТКО определены по адресам: Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ветеранов ВОВ, д. 35-М (продовольственный магазин); Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Кирова, д. 58 (гостиница), что соответствует адресам самих объектов.
Кроме того, судами не дана оценка тому обстоятельству, что по договору от 01.10.2014 N 51, заключенному ранее между сторонами на оказание услуг по вывозу ТКО, предусматривалась установка контейнера для складирования ТКО по адресу: Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ветеранов ВОВ, д. 35-М.
При этом суду необходимо проверить наличие в спорном периоде контейнерных площадок у объектов ответчиков, включение их в схему обращения с отходами, соответствие контейнерной площадки требованиям санитарных правил и норм.
В случае установления факта наличия контейнерной площадки, расчет объема ТКО следует определять исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В отсутствие контейнерной площадки расчет производится исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Таким образом, выводы судов о возникновении у ответчиков обязанности оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, сделаны при неправильном применении судами норм материального права, норм процессуального права (статьи 65, 71, 168, 170 АПК РФ), являются недостаточно обоснованными, сделаны преждевременно, без исследования и оценки всех обстоятельств дела, имеющихся доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, что повлекло совершение ошибочных выводов и вынесение неправильных судебных актов, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ, основанием для отмены решения, постановления судов первой и апелляционной инстанций является несоответствие выводов судов, содержащихся в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение (неправильное применение) норм материального права и норм процессуального права, при этом последнее является основанием для изменения или отмены судебного акта, если это процессуальное нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (части 2, 3 статьи 288 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела арбитражному суду, с учетом изложенного в мотивировочной части данного постановления и требований экологического законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, надлежит устранить отмеченные недостатки, определить способ коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в спорных правоотношениях, установить размер задолженности, проверив доводы ответчиков об изменении тарифным органом нормативов накопления ТКО на 2021 год, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, исследовать и оценить в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, и по результатам исследования и оценки соответствующих доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 03.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1956/2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
...
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (определение от 13.10.2022 Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС22-13782)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф04-8045/22 по делу N А03-1956/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8045/2022
24.01.2024 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1956/2022
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8045/2022
03.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8110/2022
19.07.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1956/2022