г. Тюмень |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А70-6490/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Курындиной А.Н. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на постановление от 31.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Воронов Т.А.) по делу N А70-6490/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739; 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (в лице Свердловской РЖДВ; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; 107174, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1) о взыскании задолженности в размере 191 399 руб. 10 коп.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании (с учетом уточнения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за октябрь 2021 года в сумме 187 216 руб. 98 коп., пени за период с 11.11.2021 по 18.12.2021 в сумме 4 182 руб. 12 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке статьи 228 АПК РФ.
Решением от 06.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области (в виде резолютивной части принято 23.05.2022, судья Шанаурина Ю.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 31.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" пени за период с 11.11.2021 по 15.11.2021 в размере 77 руб. 75 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не применил пункт 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156); выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и содержащимся в деле документам.
Суд округа не принимает во внимание отзыв ОАО "РЖД", поданный 12.02.2023 с пропуском установленного кассационным судом срока (до 12.01.2023), учитывая, что в нем не приведены доводы о невозможности представления отзыва в установленный судом срок по причинам, не зависящим от ответчика. В силу положений части 4 статьи 228 АПК РФ данный отзыв подлежит возврату ответчику, однако поскольку отзыв поступил через систему подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр", то на бумажном носителе данный документ и приложения к нему не возвращаются.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 1156.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
ОАО "РЖД" обратилось к ООО "ТЭО" с заявлением на заключение договора по обращению с ТКО, указав наименование объекта: железнодорожный вокзал г. Тобольска, адрес объекта: Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 35, расчётная единица - пассажир, количество расчетных единиц в месяц - 20 500, количество образующихся ТКО - 45 куб.м. в месяц, контейнерная площадка расположена по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 35, контейнеры собственные в количестве 2 шт., объемом 1,1 куб.м. каждый.
На основании данного заявления между ООО "ТЭО" (региональный оператор) и ОАО "РЖД" (потребитель) подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N ТО02КО0200001186 (далее - договор), в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены настоящим договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу (пункт 1 договора).
Объем ТКО, места и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, определяется согласно приложению к договору (пункт 2 договора). Информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним размещается и предоставляется потребителю в порядке, определяемом действующим законодательством.
Дата начала оказания услуг с 02.01.2019.
Договор заключен по 31.12.2019 с автоматической пролонгацией, в случае отсутствия заявления об изменении, расторжении, либо о заключении нового договора одной из сторон за месяц до истечения срока действия настоящего договора.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке тарифа (пункт 5 договора).
Согласно пункту 6 договора потребитель оплачивает услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
В соответствии с пунктом 7 (1) договора региональный оператор выставляет потребителю первичный документ за соответствующий расчетный период.
Приложением N 1 к договору сторонами согласованы следующие условия оказания услуг: объект: железнодорожный вокзал, адрес объекта: Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 35, способ расчета - объем по нормативу, единица расчета - пассажиры, количество расчетных единиц - 2 580, масса принимаемых ТКО в год - 39,04 тонн, объем принимаемых ТКО в год - 541,80 кв.м., место (площадка) накопления ТКО - Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 135/2 Вагонное депо, ориентировочная стоимость оказания услуг - 235 272 руб. 76 коп. в год.
В дальнейшем истец установил, что согласно Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тобольска (2018-2028 гг.), являющейся приложением к решению городской Думы от 28.02.2018 N 14, подготовленной ООО "Сибпрофконсалт" специального для Администрации г. Тобольска (далее - Программа), пропускная способность железнодорожной станции Тобольск составляет 700 чел. в сутки, что составляет 21 000 человек в месяц.
На основании изложенного, учитывая заявку ОАО "РЖД" на заключение договора, с указанием количества расчетных единиц в месяц 20 500 пассажиров, истец подготовил и направил ответчику дополнительное соглашение от 24.05.2021 N 001 (далее - дополнительное соглашение), в котором указал, что стороны решили с 01.01.2019 изменить количество расчетных единиц на 20 500 пассажиров и установить адрес места накопления ТКО: КП: Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 35.
Дополнительное соглашение ответчиком не подписано.
Истец произвел перерасчет оказанных в октябре 2021 года услуг, выставил счет от 31.10.2021 на сумму 214 171 руб. 21 коп., исходя из количества расчетных единиц 20 500, оплата которого произведена частично, в сумме 26 954 руб. 23 коп.
Отказ ответчика от оплаты данного счета в сумме, превышающей 26 954 руб. 23 коп., послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, пришел к выводу, что согласно Программе (пункт 49) пропускная способность вокзала в г. Тобольске составляет 700 чел. в сутки, что составляет 21 000 человек в месяц, из технического паспорта здания вокзала г. Тобольска, составленного по состоянию на 12.12.2008, представленного ОАО "РЖД" следует, что в железнодорожном вокзале предусмотрено 700 мест, пришел к выводу о том, что изначально при подаче заявки и при заключении договора стороны неверно определили количество расчетных единиц - пассажиров, в связи с чем услуги по обращению с ТКО подлежат оплате исходя из 20 500 пассажиров независимо от наличия (отсутствия) дополнительного соглашения к договору, а произведенная истцом корректировка начислений за октябрь 2021 года исходя из расчета 20 500 пассажиров, является обоснованной и правомерной с учетом положений подпункта "а" пункта 5, пункта 6 Правил N 1156. Также судом взысканы пени, начисленные на сумму задолженности.
Апелляционный суд, отменяя решение и отказывая в иске в части взыскания задолженности, исходя из положений статей 309, 310, пункта 1 статьи 450, статьи 452 ГК РФ, условий пункта 29 договора, пришел к выводу об отсутствии согласования сторонами изменений в договор, и, как следствие, о неправомерности перерасчета истцом задолженности за спорный период исходя из проходимости 20 500 пассажиров в месяц. Требования удовлетворены в части взыскания пени на сумму долга в размере 26 954 руб.23 коп. за период с 11.11.2021 по 15.11.2021.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к железнодорожным вокзалам регламентированы в Распоряжении Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", которым утверждены нормативы накопления ТКО для прочих категорий потребителей в Тюменской области (Приложение N 2).
Так, для категории объектов железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты, предусмотрена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 пассажир, норма ТКО - 15,13 кг. в год и 0,21 куб. м. в год.
В исковой период отношения сторон урегулированы заключенным сторонами договором. Факты заключения договора и оказания услуг стороны не оспаривают.
Пунктом 29 договора предусмотрено, что все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами, и заверены печатями обеих сторон.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, протолковав в соответствии с положениями статьи 431 ГК РФ условия договора, учитывая, что дополнительное соглашение к договору не подписано, соответственно, изменения в договор в установленном законом порядке сторонами не вносились (статья 452 ГК РФ), пришел к обоснованному выводу о том, что оплата услуг по обращению с ТКО за спорный период должна быть осуществлена ответчиком в порядке и на условиях заключенного договора в части определения объема ТКО, а именно: исходя из количества 2580 расчетных единиц (пассажиров), а также в части стоимости услуг по обращению с ТКО.
По смыслу главы 39 ГК РФ оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).
Вместе с тем материалами дела не подтверждается, что фактически услуги оказаны региональным оператором в большем объеме, чем предусмотрено условиями договора и имелись основания выставлять счет на большую сумму, чем определено договором, а также надлежащих доказательств того, что реальная проходимость зала ожидания, и соответственно, количество расчетных единиц, составляет 20 500 пассажиров (статьи 9, 65 АПК РФ).
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционным судом не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 31.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6490/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Курындина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.