г. Тюмень |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А27-8201/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Плисевича Бориса Александровича на решение от 30.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8201/2022 (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н) по заявлению индивидуального предпринимателя Плисевича Бориса Александровича (город Красноярск, ОГРНИП 310246820200114) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 11, ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) об оспаривании предписания.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Плисевич Борис Александрович (далее - предприниматель, ИП Плисевич Б.А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным пункта 2 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление, административный орган) от 31.01.2022 N 12/1.
Решением от 30.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, управлением при проведении контрольного (надзорного) мероприятия были допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), влекущие недействительность его результатов; предпринимателю с актом, составленным по результатам инспекционного визита, не были представлены протокол осмотра и фототаблица; информация об инспекционном визите отсутствовала в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и отсутствуют в настоящее время;
на эксплуатируемый предпринимателем объект защиты требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) не распространяются; проектной документацией на объект защиты предусмотрено размещение в подвале специализированного склада для предпродажной подготовки автомобилей; изменение типа хранящихся товаров с автомобилей на мебель не повлекло изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты, при этом в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), использование подвальных помещений для хранения продукции является нарушением только в случае изменения класса функциональной пожарной опасности помещения, которое не отвечает требованиям пожарной безопасности; необоснованно отклонен довод предпринимателя о том, что к устройству автостоянок установлены более высокие противопожарные требования, чем к складу мебели; вопрос представления уточненной декларации пожарной безопасности не являлся предметом настоящего спора.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением гражданина (вх. N Г-201-788 от 20.12.2021) на основании решения от 21.01.2022 N 12, в отношении предпринимателя проведен внеплановый инспекционный визит на объекте защиты, расположенном по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Строителей, дом 83, в ходе которого управлением выявлены нарушения части 3 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.2, 5.3.6 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Требования к эвакуационным путям и эвакуационным выходам", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171, пунктов 4.2.2, 4.2.11 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 N 194, подпункта "б" пункта 16 Правил противопожарного режима.
По результатам инспекционного визита составлен акт от 31.01.2021 N 12 и выдано предписание от 31.01.2021 N 12/1 об устранении в срок до 01.07.2022 следующих нарушений требований пожарной безопасности: подвальные этажи при площади более 300 м должны иметь не менее двух эвакуационных выходов (общая площадь подвального этажа 1012,8 м2); в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей из подвального этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой первого типа (пункт 1); на объектах защиты запрещается использовать подвальные этажи и другие технические помещения для хранения мебели и других предметов (пункт 2).
В связи с несогласием с указанными актом инспекционного визита и предписанием, а также действиями должностных лиц административного органа при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предпринимателем были поданы жалобы, по результатам рассмотрения которых распоряжением административного органа от 06.05.2022 N 76 пункт 1 акта проверки от 31.01.2021 N 12, пункт 1 предписания от 31.01.2021 N 12/1 отменены.
Не согласившись с пунктом 2 предписания управления, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о соответствии предписания в оспариваемой части нормам действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов ИП Плисевича Б.А.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац 5).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества приняты Закон N 123-ФЗ и Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которыми установлены требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ, пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из подпункта "б" пункта 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
При этом в письме МЧС России от 26.02.2021 N ИГ-19-580 разъяснено, что указанная норма не запрещает использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов в случае, если это предусмотрено проектной документацией.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Архитектурно-планировочная мастерская N 6", объект защиты спроектирован как офисное здание с автосалоном, имеющее шесть этажей; в здании на отметке - 3.600 расположено подвальное помещение, в котором размещаются помещения предпродажного хранения автомобилей, хранения запчастей, помещения технического назначения и иные вспомогательные помещения; складские помещения на объекте защиты проектной документацией не предусмотрены; подвальный этаж объекта защиты используется в качестве склада для хранения мебели; мебель размещена на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что проектной документацией на объект защиты было предусмотрено размещение в подвальном помещении склада отклоняется судом округа как направленный на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Также отклоняется судом округа ссылка предпринимателя на допущенные управлением при проведении инспекционного визита нарушения требований Закона N 248-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона N 69-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Законом N 248-ФЗ, а в случаях, указанных в абзаце 3 части 1 данной статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения (подпункт "а" пункта 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В силу части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: 1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; 2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий является инспекционный визит, проводимый путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта (часть 2 статьи 56, статья 70 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 248-ФЗ проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - единый реестр).
Как следует из материалов дела, инспекционный визит был проведен на основании поступившего в управление обращения гражданина; проведение контрольного (надзорного) мероприятия было согласовано с Прокуратурой города Новокузнецка 12.01.2022 (N 119808609311); информация об инспекционном визите внесена в единый реестр (учетный номер 42220061000201542586); при проведении инспекционного визита присутствовал представитель общества, ознакомленный с актом проверки непосредственного после его составления.
При таких обстоятельствах суды обосновано отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8201/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 248-ФЗ проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - единый реестр)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2023 г. N Ф04-7635/22 по делу N А27-8201/2022