г. Тюмень |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А75-847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу акционерного общества "Югорский лесопромышленный холдинг" на решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 07.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-847/2022 по заявлению акционерного общества "Югорский лесопромышленный холдинг" (ОГРН 1048600000492, ИНН 8601022074, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, дом 71) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009963, ИНН 8601017571, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 2) о признании недействительным решения.
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 2).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Югорский лесопромышленный холдинг" - Ташмурзин И.А. по доверенности от 14.12.2022;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Садыкова Р.М. по доверенности от 07.10.2022;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Белуга И.В. по доверенности от 12.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Югорский лесопромышленный холдинг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) о признании недействительным решения от 25.08.2021 N 02/2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части требования об уменьшении заявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2017 года в сумме 33 423 294 руб.
Решением от 14.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Инспекция и Управление возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества налоговым органом составлен акт и принято решение от 25.08.2021 N 02/2021, которым в числе прочего Инспекция обязала налогоплательщика уменьшить заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2017 года в сумме 33 421 294 руб.
Решением Управления от 27.10.2021 N 07-15/16672@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Основанием принятия Инспекцией решения явились следующие обстоятельства.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры действует программа "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы" (постановление от 09.10.2013 N 425-п Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
Одним из видов поддержки предприятий лесной отрасли предусмотрено предоставление субсидий.
На основании поданных Обществом заявлений Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) заключены с Обществом:
- соглашение от 29.11.2017 N 38-С-44 о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на возмещение части затрат на производство ДСП и ЛДСП на их реализацию; предметом договора является предоставление субсидии в 2017 году в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством ДСП и ЛДСП на их реализацию; размер субсидии - 80 000 000 руб. Получатель обязуется вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии; предоставлять отчет о расходах;
- дополнительное соглашение от 19.12.2017 N 1 к соглашению N 38-С-44 о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на возмещение части затрат на производство ДСП и ЛДСП на их реализацию; сумма субсидии - 220 000 000 руб.
Приказами Департамента от 01.12.2017 N 38-п-219 на основании протокола от 01.12.2017 N 21 предоставлена субсидия в размере 80 000 000 руб., от 22.12.2017 N 38-п-253 на основании протокола от 20.12.2017 N 24 - в размере 140 000 000 руб.
Субсидия в размере 80 000 000 руб. перечислена платежным поручением от 08.12.2017 N 8836, в размере 140 000 000 руб. - платежным поручением от 25.12.2017 N 9569. В назначении платежа отражено "о предоставлении субсидии на возмещении части затрат ЛДСП".
Обществом за 4 квартал 2017 года представлена налоговая декларация по НДС с суммой налога к уплате 213 951 руб.; в строке 03-080-05 отражен НДС, подлежащий восстановлению в размере 45 267 037 руб., в том числе: в размере 33 635 245 руб., подлежащий восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); в размере 11 631 792 руб.
- в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
10.07.2018 Обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, в строке 03-080-05 которой отражен налог, подлежащий восстановлению в размере 11 631 792 руб. в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ. То есть, в уточненной налоговой декларации был исключен НДС, подлежащий восстановлению в размере 33 635 245 руб.
При проведении камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2017 года налоговым органом установлено, что Департаментом в адрес Общества направлено письмо от 05.07.2018, в котором указано, что субсидии предоставлены без НДС.
На основании данного письма Общество направило вышеуказанную уточненную декларацию, исключив восстановленный НДС с суммы субсидий.
01.11.2018 налоговым органом принято решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 37070, 08.11.2018 на расчетный счет заявителя возвращены денежные средства в размере 33 421 294 руб.
По мнению Общества, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ свидетельствуют о том, что восстановление сумм НДС должно производиться только в том случае, если при предоставлении субсидии оговаривается, что ее часть пойдет на уплату НДС; поскольку заключенное соглашение о предоставлении субсидии не содержало таких положений, в сумму выплаченной субсидии не был включен НДС, Общество не обязано восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС.
Суды исследовав обстоятельства дела, доводы и доказательства сторон, руководствуясь положениями статей 146, 154-159, 162, 170, 171 НК РФ, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к выводам о подтверждении представленными в материалы дела доказательствами того, что в рассматриваемом случае Общество направило субсидию в размере 220 000 000 руб. на возмещение ранее понесенных расходов на оплату товаров (работ, услуг) организаций-контрагентов, в стоимость которых входил НДС; следовательно, у него возникла обязанность по восстановлению принятого к вычету НДС на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, в связи с чем признали правомерным оспариваемое решение Инспекции.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы и отзывов, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами верно отмечено, что из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.07.2017 по 31.12.2017) следует, что восстановление происходит в том случае, когда сумма предоставленной субсидии направлена на оплату товаров (работ, услуг), в стоимость которых включен НДС.
Данная норма полностью соотносится с иными положениями НК РФ, поскольку право на получение вычета по НДС у лица возникает лишь в том случае, если им произведена уплата НДС в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), то есть налогоплательщиком должны быть понесены расходы по уплате "входного" НДС.
Именно отсутствие расходов по уплате НДС и его уплата за счет бюджетных средств является основанием для восстановления сумм НДС, которые первоначально налогоплательщиком принимаются к вычету.
В рассматриваемом случае судами установлено (в том числе из отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия по состоянию на 01.01.2018 к соглашению от 29.11.2017 N 38-С-44, и подтверждающих документов), что Обществом в 4 квартале 2017 года приобретены материалы для производства, а также оплачены услуги перевозки юридическим лицам-контрагентам. Сумма покупок у всех контрагентов составила 221 239 145 руб., в том числе НДС - 33 748 343 руб.
В отношении данных контрагентов в 4 квартале 2017 года Обществом также заявлены налоговые вычеты по НДС.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что данные обстоятельства в совокупности с указанными выше нормативными положениями свидетельствуют о том, что, поскольку Общество фактически направило субсидию в размере 220 000 000 руб. на возмещение своих ранее понесенных расходов, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) контрагентам с учетом выставленного ими НДС, то у налогоплательщика возникла обязанность по восстановлению принятого им к вычету НДС на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Довод Общества о том, что субсидии не включают в себя НДС, основанный фактически единственно на ответе Департамента, не может быть принят как доказательство правомерности невосстановления налогоплательщиком НДС, учитывая, что из материалов дела (в частности, условий заключенных соглашения и дополнения к нему, заявлений на выдачу субсидии, справки-расчета размера субсидии) данное не следует; кроме того, ответ Департамента не изменяет того обстоятельства, что фактически денежные средства направлены на возмещение понесенных Обществом затрат, в стоимость которых контрагентами был включен НДС.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылки Общества на неправильное применение судами норм материального и процессуального права не могут быть приняты, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Несогласие налогоплательщика с оценкой, данной судами представленным доказательствам, и сделанными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная кассатором государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-847/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Югорский лесопромышленный холдинг" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 01.12.2022 N 15290.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно отмечено, что из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.07.2017 по 31.12.2017) следует, что восстановление происходит в том случае, когда сумма предоставленной субсидии направлена на оплату товаров (работ, услуг), в стоимость которых включен НДС.
...
В отношении данных контрагентов в 4 квартале 2017 года Обществом также заявлены налоговые вычеты по НДС.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что данные обстоятельства в совокупности с указанными выше нормативными положениями свидетельствуют о том, что, поскольку Общество фактически направило субсидию в размере 220 000 000 руб. на возмещение своих ранее понесенных расходов, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) контрагентам с учетом выставленного ими НДС, то у налогоплательщика возникла обязанность по восстановлению принятого им к вычету НДС на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф04-8265/22 по делу N А75-847/2022