г. Тюмень |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А03-3809/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пономаревой Ларисы Михайловны на решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 09.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Павлюк Т.В.) по делу N А03-3809/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению индивидуального предпринимателя Пономаревой Ларисы Михайловны (Алтайский край, село Топольное, ОГРНИП 315220900006416) к Алтайской таможне (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Сизова, дом 47, ИНН 2225019188, ОГРН 1022201528326) об отмене постановления от 03.03.2022 N 10605000-221/2022.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Пономарева Лариса Михайловна (далее - Пономарева Л.М., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2022 N 10605000-221/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 36 075 руб.
Решением от 07.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 09.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, постановление таможни признано не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 9 620 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным органом, поскольку сделка, в рамках которой совершена спорная валютная операция, не связана с вывозом товара за пределы Российской Федерации; предприниматель не была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; судами необоснованно не применены положения статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении Пономаревой Л.М. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ послужил выявленный административным органом факт осуществления предпринимателем расчетов с иностранным гражданином (Республика Казахстан) в наличной форме (валюта Российской Федерации) по сделке, связанной с вывозом товаров из Российской Федерации (договор поставки от 21.01.2021 N 1, счет-фактура от 29.04.2021 N 8, приходный кассовый ордер от 29.04.2021 N 8).
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9).
При этом валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1).
К резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты "а", "б" пункта 6 части);
а к нерезидентам - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 названной части (подпункт "а" пункта 7).
В силу части 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, поименованных в этой же норме.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что между Пономаревой Л.М. (поставщик, Россия) и индивидуальным предпринимателем Уановым Е.Т. (покупатель, Казахстан) заключен договор поставки от 21.01.2021 N 1; в подтверждение фактов перемещения товаров (пиломатериала) из Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза в рамках указанного договора Пономарева Л.М. представляла в таможенный орган соответствующую статистическую отчетность; 29.04.2021 предпринимателем (резидент) была принята валюта Российской Федерации (48 100 руб.) в наличной форме от Уанова Е.Т. (нерезидент) за пиломатериал, отгруженный во исполнение названного договора; данная валютная операция не входит в перечень исключений, предусмотренный частью 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих наличие каких-либо препятствий для соблюдения Пономаревой Л.М. законодательства о валютном регулировании при осуществлении предпринимательской деятельности, суды пришли к верному выводу о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушены.
Доводы Пономаревой Л.В. об отсутствии у нее информации о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении опровергаются материалами дела (телеграмма от 19.01.2022 о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении, содержащая отметку органа почтовой связи о ее получении адресатом, определение о продлении срока рассмотрения дела от 15.02.2022; телеграмма от 15.02.2022, содержащая отметку органа почтовой связи о ее получении адресатом, письмо предпринимателя от 02.03.2022 о наличии сведений о дате, времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях и о рассмотрении дела в ее отсутствие).
Административное наказание назначено предпринимателю в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей в спорный период (75%).
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Пономаревой Л.Н. требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно учел положения статьи 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" и признал не подлежащим исполнению оспариваемое постановление в части размера штрафа, превышающего 9 620 руб. (20 % суммы незаконной валютной операции согласно санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения апелляционной жалобы).
Доводы подателя кассационной жалобы о возможности применения в настоящем случае положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку направлены на установление иных фактических обстоятельств дела, связанных с оценкой обоснованности назначенного ему административного наказания, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3809/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Пономаревой Л.Н. требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно учел положения статьи 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" и признал не подлежащим исполнению оспариваемое постановление в части размера штрафа, превышающего 9 620 руб. (20 % суммы незаконной валютной операции согласно санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения апелляционной жалобы).
Доводы подателя кассационной жалобы о возможности применения в настоящем случае положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку направлены на установление иных фактических обстоятельств дела, связанных с оценкой обоснованности назначенного ему административного наказания, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф04-7295/22 по делу N А03-3809/2022