г. Тюмень |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А75-6391/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Дерхо Д.С.,
Щанкиной А.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Нижневартовского района "Управление имущественными и земельными ресурсами" на решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 03.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Дубок О.В., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-6391/2022 по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15, ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125) к муниципальному казенному учреждению Нижневартовского района "Управление имущественными и земельными ресурсами" (628640, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, д. Вампугол, улица Зырянова, дом 10, ОГРН 1138603009929, ИНН 8620021421) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Нижневартовского района.
Путем использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Гималетдинова М.Р. по доверенности от 28.12.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к муниципальному казенному учреждению Нижневартовского района "Управление имущественными и земельными ресурсами" (далее - учреждение) о признании недействительным отказа от 10.02.2022 N 31-231/2 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для передачи электроэнергии оборудование, сроком на 15 лет под размещение объекта "Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района" в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 площадью 40 828 кв.м и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на размещение объекта "Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района" в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 площадью 40 828 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нижневартовского района (далее - администрация).
Решением от 03.08.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 03.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженный в письме от 10.02.2022 N 31-231/2. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества в установленном законодательством порядке.
Учреждение обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая в обоснование своей позиции, что обществом с заявлением о выдаче разрешения на размещение не представлено схемы границ как это предусмотрено Порядком и условиями размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (далее - Порядок N 174); судами не запрашивались сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), представленная учреждением выписка судом не исследовалась.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, находя их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества выраженную в отзыве на кассационную жалобу позицию поддержал.
Учитывая надлежащее извещение учреждения и администрации о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, поверив законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между администрацией и обществом был заключен договор аренды земельного участка на землях населенных пунктов от 26.06.2013 N 3250-2051-ар/13 (далее - договор аренды), по условиям которого обществу во временное владение передан земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000009:632 общей площадью 40 828 кв.м, цель использования участка - под строительство объекта "Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП-6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района" (далее - сети электроснабжения).
В силу пункта 1.8 договора аренды срок его действия согласован с 07.06.2013 до 07.05.2014.
Согласно пункту 8.4 договора аренды в случае, если по окончании срока действия договора арендатор продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок, при этом каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив другую сторону за три месяца.
Уведомлением от 19.03.2019 N 31-329/9, полученным обществом 12.04.2019, учреждение сообщило о расторжении договора аренды.
Письмом от 08.12.2021 N 01-04/9923 общество направило администрации акт возврата спорного земельного участка, при этом учреждение не подписало указанные акты и в письме от 13.01.2022 N 31-18/2 сообщило о том, что земельные участки, подлежащие сдаче должны быть свободны от зданий, строений и сооружений и пригодны для дальнейшего использования по целевому назначению.
В соответствии с действовавшими в спорный период нормами права общество получило в установленном законом порядке разрешение от 13.08.2013 N 337 на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000009:632 и разрешение от 20.05.2016 N 23 на ввод в эксплуатацию построенного на указанном земельном участке объекта недвижимости - сети электроснабжения (кадастровый номер 86:04:0000000:13683).
Общество 25.01.2022 направило в адрес главы Нижневартовского района заявление о выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для передачи электроэнергии оборудования сроком на 15 лет (под размещение объекта - сети электроснабжения) в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632.
Уведомлением от 10.02.2022 N 31-231/2 учреждение отказало в выдаче разрешения, указав, что в границах испрашиваемого земельного участка находится объект недвижимости, принадлежность которого не установлена. Кроме того, учреждение указало, что согласно информации, предоставленной управлением градостроительства, развития ЖКХ и энергетики администрации, в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 было выдано разрешение на строительство от 13.08.2013 N 337 и разрешение на ввод объекта недвижимости - Сети электроснабжения с кадастровым номером 86:04:0000000:13683 в эксплуатацию от 20.05.2016 N 23, в связи с чем выдача разрешения на размещение объекта недвижимости противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Учреждение отметило, что при подтверждении обществом прав на объект недвижимости, оно вправе обратиться в адрес главы Нижневартовского района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Полагая отказ учреждения в выдаче разрешения на размещение на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000009:632 линий электропередачи и связанной с ней трансформаторной подстанции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
При вынесении обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьей 39.11, 39.33, 39.36 ЗК РФ, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), пунктами 2, 5, 6, 9, 10, 11 Порядка N 174-п, пунктом 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Постановление N 257-п), Перечнем случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 (далее - Постановление N 1816) и исходили из того, что приведенные учреждением мотивы отказа в выдаче разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства на земельном участке являются неправомерными.
Судами указано, что выданные в отношении сетей энергоснабжения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, получение которых являлось необходимым для данного вида объекта действующим на тот момент законодательством, не может являться препятствием для размещения линейного объекта на муниципальных землях в соответствии с Постановлением N 1300.
Изложенные выводы признаются судом округа соответствующими установленным по делу обстоятельствам и применимому законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьями 39.33 (подпункт 6 пункта 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления N 1300, к указанным объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 257-п не требуется разрешения на строительство и (или) реконструкцию территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Соответствие спорного объекта вышеуказанным критериям не оспаривается сторонами.
Пунктом 2 Порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 Порядка N 174-п).
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению. В частности, в заявлении указывается вид размещаемых объектов в соответствии с перечнем N 1300; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется размещение объектов на земельном участке, номер кадастрового квартала - в случае если планируется использование земель (подпункты 5.5, 5.6 пункта 5).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В обоснование отказа в выдаче разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства на спорном земельном участке, учреждение сослалось на наличие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежность которого не установлена. Учреждение также указало, что согласно информации, предоставленной управлением градостроительства, развития ЖКХ и энергетики администрации района, в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 было выдано разрешение на строительство от 13.08.2013 N 337 и разрешение на ввод объекта недвижимости - сети электроснабжения с кадастровым номером 86:04:0000000:13683 в эксплуатацию от 20.05.2016 N 23.
Подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты включены в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденном Постановлением N 1816.
Строительство сетей электроснабжения осуществлялось обществом в рамках договора подряда N 1434-п/12 от 27.12.2012 в период с 2013 по 2015 годы, когда законодательством было предусмотрено получение разрешения на строительство на подобного вида объекты, необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а, следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ была установлена законодателем.
Между тем, Постановление N 257-п и Постановление N 1816 исключающие необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а, следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ, приняты после строительства обществом линейного объекта электроэнергетики.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что расположенный на земельном участке объект соответствует требованиям Постановления N 1300, возведен в период, когда получение разрешительной документации для возведения линейных объектов было предусмотрено правовым актом, суды пришли к верному выводу о том, что само по себе наличие в отношении спорных объектов разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не препятствует размещению спорного объекта электросетевого хозяйства на муниципальных землях в соответствии с Постановлением N 1300, а фактическое размещение объекта не является основанием для отказа в выдаче решения о размещении объекта заявителя на земельном участке, соответствующее разрешение может быть выдано для эксплуатации уже существующих объектов, предусмотренных Постановлением N 1300.
Ссылки в отказе учреждения на то, что на спорном земельном участке, испрашиваемом обществом в пользование, обнаружен объект недвижимости, принадлежность которого обществу не подтверждена, правомерно отклонены судами, с учетом того, что администрация, от имени которой учреждение осуществляет правомочия собственника спорного земельного участка, обладает сведениями о том, что разрешение на строительство указанного объекта и разрешение на ввод его в эксплуатацию выдавалось именно обществу.
На основании изложенного судами сделан правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения по мотивам, изложенным в уведомлении от 10.02.2022 N 31-231/2.
Аргументы учреждения со ссылкой на то, что земельный участок имел временный статус, а на момент вынесения решения суда был снят с кадастрового учета, в связи с чем выдача разрешения на размещение объекта является невозможной, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку Порядок N 174-п предусматривает размещение объектов не только на земельных участках, но и на землях. Соответственно, сформированность земельного участка не является обязательным условием для получения разрешения на размещение объекта.
При этом резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит указания на кадастровый номер земельного участка, суд возложил на учреждение обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества в установленном законодательством порядке.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 03.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6391/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
...
Подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф04-236/23 по делу N А75-6391/2022