г. Тюмень |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А27-11470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" на решение от 12.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 24.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-11470/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (652600, Кемеровская область - Кузбасс, город Белово, улица Ленина, дом 13, ОГРН 1144202001020, ИНН 4202048355) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 7, ОГРН 1044205033377, ИНН 4205069089) об оспаривании действий.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Верховых Е.В.) в заседании участвовала представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу - Хлыновская О.А. по доверенности от 29.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (далее - ООО "Медиахолдинг "Омикс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу (далее - управление, административный орган) по проведению в отношении общества контрольных (надзорных) мероприятий и выводов о нарушении обществом лицензионных условий, изложенных в акте систематического наблюдения от 25.02.2022 N А-42/3/11.
Решением от 12.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленный без изменения проставлением от 24.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения статей 8.3 и 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), статей 31 и 56.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2018 N 4 "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий" (далее - Порядок); административным органом фактически осуществлен лицензионный контроль; сведения о хронометраже программ и времени их выхода в эфир искажены.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Медиахолдинг "Омикс" осуществляет деятельность по радиовещанию на основании лицензии от 01.07.2014 серии РВ N 25571, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
В период с 07.02.2022 по 25.02.2022 на основании Плана деятельности на 2022 год, утвержденного приказом заместителя руководителя управления от 26.11.2021 N 220, проведено плановое систематическое наблюдение в отношении общества, в ходе которого выявлено нарушение им статьи 31 Закона о СМИ, подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1529 (далее - Положение N 1529), выразившееся в несоблюдения соотношения объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон" (акт систематического наблюдения от 25.02.2022 N А-42/3/11).
Не согласившись с действиями административного органа по проведению контрольных мероприятий, а также содержащимися в нем выводами о нарушении лицензионных условий, изложенными в указанном акте, ООО "Медиахолдинг "Омикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях административного органа при проведении планового систематического наблюдения нарушений действующего законодательства, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятие по контролю может быть проведено без взаимодействия с юридическим лицом (пункт 7 части 1); мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (часть 2); порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 4).
Согласно пункту 1 и подпункту "а" пункта 6 Порядка задание на проведение плановых мероприятий по контролю оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Роскомнадзора. Результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются в виде акта.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 197 (далее - Административный регламент N 197).
Согласно пункту 8 Административного регламента N 197 мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся в отношении вещателей, то есть юридических лиц, являющихся владельцами лицензий на телевизионное вещание, радиовещание (статья 2 Закона о СМИ).
Из пунктов 25, 62 Административного регламента N 197 следует, что мероприятия по контролю осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем) и плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем) (далее - мероприятия по контролю).
Плановые систематические наблюдения проводятся территориальными органами в соответствии с планом мероприятий по контролю на очередной год, который является составной частью плана деятельности территориального органа на очередной календарный год, утвержденного руководителем территориального органа (пункт 36 Административного регламента N 197).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 79-81 Административного регламента N 197. В частности, по результатам систематического наблюдения составляется акт в одном экземпляре. В нем указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований. К акту систематического наблюдения прилагаются записи эфира вещателя, справка о результатах анализа записи эфира, протоколы радиоизмерений, телерадиопрограммы, размещенные в средствах массовой информации, другие документы, подтверждающие выводы, изложенные в акте систематического наблюдения.
Приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 198 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания(далее - Административный регламент N 198).
Согласно пункту 63 Административного регламента N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом. Систематическое наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры, предварительное уведомление вещателя не требуется (пункты 64, 65 Административного регламента N 198).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 80-82 Административного регламента N 198, которые аналогичны пунктам 79-81 Административного регламента N 197.
Судами установлено, что мероприятие систематического наблюдения за соблюдением ООО "Медиахолдинг "Омикс" лицензионных и обязательных требований в сфере радиовещания было включено в План деятельности управления на 2022 год, утвержденный приказом руководителя от 26.11.2021 N 220 (опубликован на Интернет-странице госоргана); его проведение запланировано в период с 07.02.2022 по 25.02.2022; результаты данного мероприятия оформлены актом систематического наблюдения от 25.02.2022 N А-42/3/11 с приложениями; каких-либо доказательств, опровергающих зафиксированные в нем и в справке о результатах записи эфира за период с 00:00 часов 07.02.2022 по 24:00 часов 13.02.2022 сведения, обществом не представлено.
Кроме того, факт нарушения обществом статьи 31 Закона о СМИ и подпункта "а" пункта 4 Положения N 1529 несоответствие объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон" объему, указанному в приложении N 1 к лицензии от 01.07.2014 серии РВ N 25571 подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по делу N А27-4847/2022.
Принимая во внимание, что управление проводило мероприятие в отношении юридического лица ООО "Медиахолдинг "Омикс", осуществляющего деятельность по формированию радиоканала и его распространению на основании лицензии на радиовещание от 01.07.2014 серии РВ N 25571, а не контроль за содержанием средств массовой информации, суды правомерно указали, что составление докладной записки в соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75, и подпунктом "б" пункта 6 Порядка не требовалось.
Вопреки позиции общества Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", действие статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ и возможность ее применения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере радиовещания не отменены.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что действия управления по составлению акта систематического наблюдения с отражением в нем выявленных нарушений соответствуют требованиям Закона N 294-ФЗ, Порядка и Административных регламентов NN 197, 198.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных ООО "Медиахолдинг "Омикс" требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы администрации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11470/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что управление проводило мероприятие в отношении юридического лица ООО "Медиахолдинг "Омикс", осуществляющего деятельность по формированию радиоканала и его распространению на основании лицензии на радиовещание от 01.07.2014 серии РВ N 25571, а не контроль за содержанием средств массовой информации, суды правомерно указали, что составление докладной записки в соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75, и подпунктом "б" пункта 6 Порядка не требовалось.
Вопреки позиции общества Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", действие статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ и возможность ее применения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере радиовещания не отменены.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что действия управления по составлению акта систематического наблюдения с отражением в нем выявленных нарушений соответствуют требованиям Закона N 294-ФЗ, Порядка и Административных регламентов NN 197, 198."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф04-134/23 по делу N А27-11470/2022