г. Тюмень |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А02-551/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казакова Анатолия Петровича на решение от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление от 16.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Афанасьева Е.В., Сорокина Е.А.) по делу N А02-551/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (ОГРН 304228901100042, ИНН 040300901900) о взыскании 24 405,39 руб.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - министерство) обратилось в Усть-Канский районный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (далее - ИП Казаков А.П., предприниматель) о взыскании 24 405, 39 руб. задолженности по договору аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выпаса сельскохозяйственных животных) от 19.08.2011 N 74.
После передачи дела по подсудности в Арбитражный суд Республики Алтай исковое заявление разрешено по существу.
Решением от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
ИП Казаков А.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 16.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что ко взысканию может начисляться задолженность, возникшая за пределами срока поступления претензии в адрес ответчика, то есть начиная с 2021 года, при этом истцом не заявлено требования о взыскании задолженности за 2021 год; полагает, что Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 N 1571 (далее - Постановление Правительства N 1571), которым повышены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, не может применяться к действующим договорам.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 19.08.2011 между Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) и ИП Казаковым А.П. (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (сенокошения) N 74, согласно пункту 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, в целях его использования для ведения сельского хозяйства (выпаса сельскохозяйственных животных - пастьба маралов).
В пункте 1.2 договора указаны основные характеристики: местоположение Российская Федерация, Алтайский край, Чарышский район, Чарышского лесничества; входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 22:00:0:143, расположенного на территории Краснощековского, Солонешенского, УстьКалманского. Чарышского районов, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 20.06.2011 N 22 AВ 769526, кварталы (выдела) N 19 (4 ч., 5 ч., 6 ч., 7- 11, 12 ч, 13, 14, 20 ч., 26 ч., 28, 29 ч., 30, 31, 32, 33 ч., 34 - 37,43 ч), площадь 612 га.
В соответствии пунктом 2.1 договора арендная плата на момент заключения договора составила 7 000 руб. в год.
В пункте 2.2 договора стороны согласовали, что арендатор вносит арендную плату в сроки, установленные в приложении N 4 к договору, и предоставляет в течение 1 месяца с момента платежа арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально увеличению ставок платы за единицу площади лесного участка. В случае изменения ставок платы, условий договора, касающихся изменения площади лесного участка и объема использования лесов арендодатель в одностороннем порядке, с письменного уведомления об этом арендатора, производит перерасчет размера арендной платы пропорционально увеличению ставок платы, изменению площади лесного участка и объема использования лесов (пункты 2.4, 2.5 договора).
Таким образом, договором установлена обязанность арендатора производить уплату арендных платежей с учетом изменения ставок платы и применяемых к ставкам коэффициентов.
При проведении проверки с 15.06.2021 по 02.07.2021 Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) по договору от 19.08.2011 N 74 был выявлен недополученный доход в федеральный бюджет. В результате проверки правильности исчисления арендной платы было установлено, что не произведен перерасчет по договорам с учетом изменений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Размер недополученного дохода согласно акту проверки Рослесхоза от 02.07.2021 N 19/2021 за 2019 и 2020 годы составил 24 405,39 руб.
В целях досудебного урегулирования спора министерство письмом от 06.10.2021 N 24/П/12247 уведомило ответчика о недополученном доходе за 2019, 2020 года в размере 24 405,39 руб.
Поскольку претензия оставлена без внимания и удовлетворения истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 424, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 71, 72, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), и исходили из наличия у предпринимателя обязанности производить уплату арендных платежей, рассчитанных в соответствии со ставками платы, указанными в Постановлении N 310 с учетом установленных Постановлением N 1571 поправочных коэффициентов.
Спор по существу разрешен судами правильно.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Постановление Правительства N 1571 дополнило таблицу 9 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства" примечаниями, которые вводят поправочные коэффициенты к ставкам платы в зависимости от целевого назначения арендуемых лесов, являющихся неотъемлемой частью ставок платы при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, что явилось причиной перерасчета арендной платы и основанием для применения поправочного коэффициента.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановление N 73 установлено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора не требуется.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что договор от 19.08.2011 заключен на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой, определен порядок расчета указанной платы, таким образом, арендная плата должна вноситься с учетом изменений, принимаемых публично-правовым органом, проверив расчет задолженности, признав его верным, пришли к обоснованным выводам об удовлетворении иска.
Вопреки доводам заявителя, обстоятельства направления требования об оплате задолженности не влияют на период взыскания.
Аргумент кассатора о том, что изменение ставок платы за единицу площади лесного участка Постановлением Правительства N 1571 не влияет на размер арендной платы основаны на неверном понимании и толковании норм права, в частности, разъяснений, данных в Постановлении N 73, сделаны без учета положений договора от 19.08.2011, заключенного на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой.
Правовая позиция о применении повышающих коэффициентов к обеим составляющим арендной платы подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081 по делу N А05-10309/2018, а также пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 16.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-551/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановление N 73 установлено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора не требуется.
...
Правовая позиция о применении повышающих коэффициентов к обеим составляющим арендной платы подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081 по делу N А05-10309/2018, а также пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2023 г. N Ф04-8402/22 по делу N А02-551/2022