г. Тюмень |
|
2 марта 2023 г. |
Дело N А27-2817/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Данон Россия" на решение от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-2817/2022 по заявлению акционерного общества "Данон Россия" (127015, город Москва, улица Вятская, 27, 13-14, ОГРН 1057749126820, ИНН 7714626332) к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района города Кемерово, города Березовского и Кемеровского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, 11, ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) об оспаривании предписания в части.
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Данон Россия" Деменчук Т.Н. по доверенности от 09.12.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Данон Россия" (далее - общество, АО "Данон Россия") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района города Кемерово, города Березовского и Кемеровского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - отдел, надзорный орган) о признании недействительным пункта 5 предписания от 19.11.2021 N 41.
Решением от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменений постановлением от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, отделом обследование защитного сооружения гражданской обороны не проводилось, следовательно, не установлен факт нахождения арендуемого обществом помещения за пределами радиуса сбора укрываемых; судами сделан ошибочный вывод об исполнимости пункта 5 предписания; при наличии арендуемого убежища общество не должно осуществлять строительство защитного сооружения; нормы Свода правил СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны" (далее - СП 88.13330.2014) не подлежали проверке в рамках государственного надзора в области гражданской обороны; План гражданской обороны филиала "Молочный комбинат "Кемеровский" АО "Данон Россия" (далее - филиал общества), согласованный в установленном порядке в 2019 году, в качестве укрытия содержит защитное сооружение гражданской обороны.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя общества в судебном заседании, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами отделом 19.11.2021 на основании решения от 26.10.2021 в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно: организацией в целях гражданской обороны не накоплены запасы продовольственных средств (пункт 1); План гражданской обороны организации ежегодно не уточняется (пункт 2); руководитель организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку (пункт 3); руководитель структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач по гражданской обороне, а также работники структурного подразделения и работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, не прошли подготовку согласно занимаемой должности (пункт 4); не осуществляется (строительство) объектов гражданской обороны (пункт 5).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 19.11.2021 N 41 и послужили основанием для выдачи обществу предписания от 19.11.2021 N 41, в соответствии с пунктом 5 которого обществу необходимо в срок до 01.04.2022 принять меры по устранению выявленного нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804); пунктов 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687.
По результатам рассмотрения жалобы общества на пункты 1, 3, 5 предписания от 19.11.2021 N 41 Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление) пункт 3 предписания отменен, в остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с пунктом 5 предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у надзорного органа правовых оснований для выдачи предписания и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (часть 1).
В силу пункта 10 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).
Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка N 1309, к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка N 1309).
В силу пункта 4.12 СП 88.13330.2014 защитные сооружения следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для защитных сооружений, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, а для иных территорий - не более 1000 м.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что филиал общества, расположенный по адресу: город Кемерово, улица Тухачевского, 54, относится к организациям, имеющим первую категорию по гражданской обороне (включен в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденный распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 06.04.2022 N 2-рс); АО "Данон Россия" имеет действующий договор аренды нежилого помещения от 07.11.2018 N DR-KMR-9663/18 для укрытия работников наибольшей рабочей смены филиала общества в количестве 40 человек в защитном сооружении гражданской обороны (убежище, противорадиационное укрытие), расположенным в подвальном помещении четырехэтажного здания АБК-1 по адресу: город Кемерово, улица Терешковой, 45; однако расстояние между зданием, занимаемым филиалом общества, и четырехэтажным зданием АБК-1 по прямой линии составляет 1,3 км, что не соответствует требованиям пункта 4.12 СП 88.13330.2014.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у отдела правовых оснований для выдачи обществу предписания об устранении нарушений в области гражданской обороны.
Доводы подателя кассационной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания в части создания объекта гражданской обороны являются несостоятельными, поскольку, как верно указано судами, создание объектов гражданской обороны осуществляется не только за счет строительства объектов, но и за счет приспособления уже существующих, реконструируемых, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны (пункт 12 Порядка N 1309).
Так, судами установлено, что в соответствии с письмом от 29.03.2022 N 02/658 Департамента по чрезвычайным ситуациям Кузбасса (далее - департамент) обществу предложено заключить договор о совместном использовании защитного сооружения гражданской обороны другой организации, расположенной на удалении не более 1000 м, или заключить договор с межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях об аренде защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности и не имеющего балансодержателя; после совместного выездного обследования с управлением департаментом обществу также рекомендовано защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: город Кемерово, улица Тухачевского, 58.
Позиция подателя жалобы о необоснованном применении требований СП 88.13330.2014 правомерно отклонена судами, поскольку положения указанного свода правил распространяются как на проектирование новых, так и на обследование существующих сооружений гражданской обороны (пункт 1.2).
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2817/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что филиал общества, расположенный по адресу: город Кемерово, улица Тухачевского, 54, относится к организациям, имеющим первую категорию по гражданской обороне (включен в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденный распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 06.04.2022 N 2-рс); АО "Данон Россия" имеет действующий договор аренды нежилого помещения от 07.11.2018 N DR-KMR-9663/18 для укрытия работников наибольшей рабочей смены филиала общества в количестве 40 человек в защитном сооружении гражданской обороны (убежище, противорадиационное укрытие), расположенным в подвальном помещении четырехэтажного здания АБК-1 по адресу: город Кемерово, улица Терешковой, 45; однако расстояние между зданием, занимаемым филиалом общества, и четырехэтажным зданием АБК-1 по прямой линии составляет 1,3 км, что не соответствует требованиям пункта 4.12 СП 88.13330.2014.
...
Позиция подателя жалобы о необоснованном применении требований СП 88.13330.2014 правомерно отклонена судами, поскольку положения указанного свода правил распространяются как на проектирование новых, так и на обследование существующих сооружений гражданской обороны (пункт 1.2)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2023 г. N Ф04-126/23 по делу N А27-2817/2022