г. Тюмень |
|
3 марта 2023 г. |
Дело N А27-5118/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на решение от 21.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-5118/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Ленина, дом 1, ОГРН 1084211000213, ИНН 4211021102) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 24, ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433); Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 19А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество, ООО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе (далее - административный орган, управление Роспотребнадзора) от 14.03.2022 N 191 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 350 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура), Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление Росприроднадзора).
Решением от 21.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит изменить принятые по делу судебные акты, исключив выводы о нарушении обществом требований пунктов 236, 237, 238, 241, 251, 253, 257 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Правила, СанПин 2.1.3684-21); в отношении нарушения требований пунктов 240, 246, 264 Правил - прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в остальной части оспариваемое постановление управления отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
По мнению подателя кассационной жалобы, управлением не доказано нарушение обществом требований пунктов 236, 237, 238, 241, 251, 252, 253, 257 СанПин 2.1.3684-21; за нарушения требований пунктов 240, 246, 264 общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ; судами не дана оценка доводу общества о проведении прокурорской проверки с нарушением установленного порядка.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и прокуратура просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление Росприроднадзора отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Чистый город" выдана лицензия от 20.02.2019 N (42)-7345-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (виды работ: сбор отходов IV классов опасности, размещение отходов IV классов опасности), место осуществления деятельности: Кемеровская область, город Киселевск, горный отвод АО "Поляны".
В аренде у общества находится земельный участок площадью 15,0016 кв.м с кадастровым номером 42:25:0102001:65, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города Киселевска, хозяйственной и производственной деятельности объектов социальной сферы, учебных заведений, торговли и промышленности; адрес: город Киселевск, горный отвод АО "Поляны" (договор аренды от 10.04.2018 N 14194).
В период с 18.01.2022 по 03.02.2022 прокуратурой совместно со специалистами Росприроднадзора и Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства об отходах производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований СанПин 2.1.3684-21
По результатам проверки прокурор вынес постановление от 03.02.2022 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 4 статьи 6.35 КоАП РФ и направил материалы административного дела в управление Роспотребнадзора для рассмотрения.
Постановлением административного органа от 14.03.2022 N 191 ООО "Чистый город" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 названной статьи.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
В силу пунктов 236-238 СанПиН 2.1.3684-21 объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения. Для перехвата поверхностного стока с территории объекта размещения отходов хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения. По всему периметру зоны захоронения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров.
Согласно пунктам 240, 246 названных Правил извлечение, сортировка с вторичными материальными ресурсами из мусоросборников, транспорта, перевозящего твердые коммунальные отходы, на контейнерных площадках и территориях жилых домов, детских и медицинских организаций не допускается. Извлечение вторичного материального ресурса из твердых коммунальных отходов и его сортировка должна проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, на мусоросортировочных предприятиях. Сортировка и раздельный сбор отходов на полигоне хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, должны проводиться только в оборудованных пунктах (помещениях) сортировки твердых коммунальных отходов.
В помещениях пунктов приема должна ежедневно производиться влажная уборка, а также дератизация и дезинсекция в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 241 СанПиН 2.1.3684-21).
В силу пунктов 251-253 Правил с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых твердых коммунальных отходов хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата. Хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза. По периметру всей территории полигона устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров.
Переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (пункт 257 Правил).
Пунктом 264 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на выезде с территории полигона должна предусматриваться дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что ООО "Чистый город" при размещении отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов допущено нарушение вышеуказанных требований СанПиН 2.1.3684-21 (объект размещения отходов не обеспечен системами водоснабжения и водоотведения; отсутствуют дезинфицирующие средства и вода для бытовых нужд; полигон эксплуатируется в отсутствие системы канав и ливневой канализации, локальных очистных сооружений; на полигоне размещено оборудование для обработки (сортировки) отходов, которое эксплуатируется обществом; не организован сбор фильтрата и не предусмотрена система отвода биогаза; по периметру всей территории полигона отсутствует ограждение, осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 м; отсутствуют переносные сетчатые ограждения; на выезде с территории полигона отсутствует дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований санитарных правил при обращении с отходами производства и потребления, суды пришли к выводу о наличии в его деянии состава вменяемого ему административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом, установив факт отнесения ООО "Чистый город" к микропредприятиям (включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2017), на основании положений статьи 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление, снизив размер административного штрафа до 60 000 руб. (минимальный штраф для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, согласно санкции части 4 статьи 6.34 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, вступившей в силу с 06.04.2022), с чем согласился суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Довод подателя жалобы о нарушении прокурором порядка проведения проверки опровергается материалами дела и был предметом рассмотрения судов двух инстанций.
Вопреки доводам общества о повторности привлечении его к административной ответственности нарушение пунктов 240, 246, 264 СанПин 2.1.3684-21 образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ. Кроме того, данные доводы подателя жалобы не подтверждены надлежащими доказательствами и не исключают установленных судами фактов нарушения требований указанных Правил.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5118/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом, установив факт отнесения ООО "Чистый город" к микропредприятиям (включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2017), на основании положений статьи 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление, снизив размер административного штрафа до 60 000 руб. (минимальный штраф для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, согласно санкции части 4 статьи 6.34 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, вступившей в силу с 06.04.2022), с чем согласился суд апелляционной инстанции.
...
Вопреки доводам общества о повторности привлечении его к административной ответственности нарушение пунктов 240, 246, 264 СанПин 2.1.3684-21 образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ. Кроме того, данные доводы подателя жалобы не подтверждены надлежащими доказательствами и не исключают установленных судами фактов нарушения требований указанных Правил."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2023 г. N Ф04-122/23 по делу N А27-5118/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-122/2023
07.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9663/2022
07.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9663/2022
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5118/2022