г. Тюмень |
|
7 марта 2023 г. |
Дело N А75-8107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения города Нягани "Управление городского хозяйства" на решение от 02.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 29.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8107/2022 по исковому заявлению муниципального казенного учреждения города Нягани "Управление городского хозяйства" (ОГРН 1028601498386, ИНН 8610011713, адрес: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, 1-й микрорайон, дом 50) к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Восточный" (ОГРН 1168617067288, ИНН 8610005903, адрес: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, 3-й микрорайон, дом 22, кв. 110) о возврате выплаченных сумм субсидии.
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение города Нягани "Управление городского хозяйства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Восточный" (далее - общество) о взыскании 1 869 144,99 руб. субсидии, предоставленной по соглашениям от 26.11.2021 N 31, от 26.11.2021 N 32, от 26.11.2021 N 33, от 26.11.2021 N 34, от 26.11.2021 N 35, от 26.11.2021 N 36, от 26.11.2021 N 37, от 10.12.2021 N 44, от 10.12.2021 N 45 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Нягани.
Решением от 02.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между учреждением и обществом заключены соглашения от 26.11.2021 N 31, от 26.11.2021 N 32, от 26.11.2021 N 33, от 26.11.2021 N 34, от 26.11.2021 N 35, от 26.11.2021 N 36, от 26.11.2021 N 37, от 10.12.2021 N 44, от 10.12.2021 N 45 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Нягани (далее - Соглашения).
В соответствии с условиями Соглашений и на основании заключений и решений учреждения обществу предоставлены субсидии в общей сумме 1 869 144,99 руб.
В связи с использованием средств государственной поддержки в нарушение условий предоставления субсидии учреждением в адрес общества направлены претензионные письма о возвращении денежных средств.
Поскольку требование о возврате средств субсидии обществом не было выполнено в добровольном порядке, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соблюдении обществом всех условий предоставления субсидии.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Постановлением Администрации города Нягани от 28.05.2020 N 1515 утвержден Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Нягани (далее - Порядок).
Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Нягани, не вошедших в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 568-п, либо признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или жилые помещения, в которых признаны непригодными для проживания постановлением Администрации города Нягани, а также затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, если выполненные виды работ не вошли в региональную программу капитального ремонта (пункт 1.7).
Согласно пункту 2.2 Порядка получатель субсидии направляет в адрес уполномоченного органа, в том числе следующие документы: заявление на получение субсидии, копии документов, подтверждающих полномочия представителя получателя субсидии на подписание заявки и соглашения о предоставлении субсидии, копии учредительных документов (устав или учредительный договор), локально-сметные расчеты на фактически выполненные работы, справки о стоимости выполненных работ, акт приемки выполненных работ, акт приемки в эксплуатацию законченного капитального ремонта многоквартирного дома. Получатель субсидии несет полную ответственность за достоверность представленных документов и сведений.
По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченный орган готовит заключение о наличии оснований для предоставления субсидии или об их отсутствии, а также в течение одного рабочего дня со дня подготовки заключения о наличии оснований для предоставления субсидии или об их отсутствии, принимает решение о предоставлении субсидии или об отсутствии оснований для предоставления субсидии. Решение уполномоченного органа о предоставлении субсидии является основанием для подготовки соглашения о предоставлении субсидии (пунктом 2.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка размер субсидии определяется по формуле: Рс = П x Сс / 100, где Рс - размер субсидии, рублей; П - процент (%) софинансирования из бюджета муниципального образования город Нягань; Сс - затраты в связи с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, подтвержденные справками о стоимости выполненных работ, актами приемки выполненных работ, в соответствии с видами работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома определенными пунктом 1.6 Порядка, рублей.
Фактически произведенные затраты подтверждаются путем предоставления получателем субсидии надлежащим образом заверенного банковского платежного поручения, подтверждающего фактически понесенные расходы на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах не позднее, чем в течение пяти рабочих дней после получения субсидии (пункт 2.12 Порядка).
Пунктом 2.11 установлены основания для отказа в предоставлении субсидии, а именно: непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.2 Порядка; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
Из пунктов 2.13, 2.14 следует, что уполномоченный орган в течение трех дней со дня выявления случаев, предусмотренных в пункте 2.11 Порядка, направляет получателю субсидии письменное уведомление с требованием о возврате выплаченных в счет субсидии сумм. В свою очередь, получатель субсидии в течение семи календарных дней со дня получения уведомления уполномоченного органа обязан выполнить указанные в нем требования. В случае отказа получателя субсидии от добровольного возврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждением были приняты решения о предоставлении обществу субсидий на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов города Нягани.
Факт выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подтверждается актами о приемке в эксплуатацию законченных ремонтом объектов, подписанными рабочей комиссией, в состав которой входит начальник технического отдела учреждения, и последним не оспаривается.
Акты о приемке в эксплуатацию законченных ремонтом объектов утверждены главным инженером учреждения, представителями заказчика и подрядной организации.
К каждому акту приемки прилагается справка о стоимости выполненных работ и затрат.
В качестве подтверждения несения расходов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обществом представлены соглашения от 20.12.2021, заключенные с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УютСервис" (далее - ООО УК "УютСервис").
По условиям названых соглашений общество погашает задолженность перед ООО УК "УютСервис" за выполненные работы по капитальному ремонту в местах общего пользования многоквартирных домов в порядке взаимозачета с ООО УК "УютСервис", которое имеет задолженность перед обществом за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций, проверив соблюдение обществом условий получения и использования субсидий, установили, что полученные в рамках Соглашений денежные средства были направлены на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, что соответствует условиям Соглашений и Порядка; неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств не допущено.
Прекращение денежного обязательства общества по возврату долга путем проведения зачета встречного однородного требования судами с учетом положений статей 407, 410 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признано в качестве надлежащего подтверждения расходов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Позиция учреждения о возможности предоставления в качестве подтверждения расходов на выполнение спорных работ только надлежащим образом заверенного банковского платежного поручения, как верно отмечено судами, носит формальный характер и не является безусловным основанием для выставления требования о возврате субсидии.
Выражая в кассационной жалобе несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, учреждение не учло, что ответственность в виде возврата субсидии подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении и ее использовании, фактически привело к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и к нарушению прав соответствующего бюджета. Таких доказательств учреждением в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, правильно истолковав нормы бюджетного применительно к рассматриваемому спору и условиям заключенных между сторонами Соглашений, принимая во внимание фактические обстоятельства данного дела, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию учреждения по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы учреждения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8107/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
...
Прекращение денежного обязательства общества по возврату долга путем проведения зачета встречного однородного требования судами с учетом положений статей 407, 410 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признано в качестве надлежащего подтверждения расходов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2023 г. N Ф04-8327/22 по делу N А75-8107/2022