г. Тюмень |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А67-7960/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области на решение от 26.10.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Токарев Е.А.) и постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Афанасьева Е.В., Сорокина Е.А.) по делу N А67-7960/2022 по исковому заявлению муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области" в лице Администрации закрытого административно-территориального образования Северск (636000, Томская область, город Северск, проспект Коммунистический, дом 51, ИНН 7024009277, ОГРН 1027001687250) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании 1 678 792 руб.
Другое лицо, участвующее в деле, - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (634034, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 27, ИНН 7021016928, ОГРН 1027000908010).
Суд установил:
муниципальное образование "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области" (далее - муниципальное образование ЗАТО Северск) в лице Администрации закрытого административно-территориального образования Северск (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - департамент) о взыскании 1 678 792 руб. убытков, связанных с реализацией гарантий по социальной защите инвалидов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (далее - управление).
Решением от 26.10.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя кассационной жалобы, действующее законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005; обеспечение жильем нуждающихся граждан относится к полномочиям муниципального образования и не связано с обязательствами субъекта Российской Федерации компенсировать указанные расходы; бюджету муниципального образования ЗАТО Северск из бюджета Томской области были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые могли быть использованы в качестве источника финансирования спорных расходов.
Администрация в возражениях на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.05.2018 Багаева Фирдия Шамильевна принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На основании постановления Администрации ЗАТО Северск от 19.11.2021 N 2441 муниципальное образование ЗАТО Северск передало Багаевой Ф.Ш. по договору социального найма жилого помещения от 22.11.2021 N 170 жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования ЗАТО Северск, общей площадью 30,5 кв.м, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, город Северск, улица Ленина, дом 54 (далее - жилое помещение).
Обращение администрации от 30.06.2022 N 01-01-12/2034 о возмещении расходов бюджету муниципального образования ЗАТО Северск, в том числе 1 678 792 руб. в связи с предоставлением жилого помещения Багаевой Ф.Ш. оставлено департаментом без удовлетворения.
Поскольку департаментом указанные расходы не были возмещены, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у администрации права на возмещение спорных расходов, поскольку публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Томская область, от имени которого в рассматриваемых правоотношениях выступает департамент, при этом факт несения и размер убытков подтверждены.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7, 39); координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные этим Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть первая); инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть третья).
Положениями статей 16, 50 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 50, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми формами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса).
С учетом изложенного обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Багаева Ф.Ш. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005; Багаева Ф.Ш. страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н, и Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2012 N 991н; жилое помещение передано по договору социального найма Багаевой Ф.Ш.; согласно отчету оценщика от 09.06.2022 N 2210 рыночная стоимость жилого помещения составляет 1 678 792 руб.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в рассматриваемом случае является Томская область, от имени которой в данных правоотношениях выступает департамент.
Выводы судов с учетом установленных обстоятельств соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 N 301-ЭС19-23250.
Рыночная стоимость жилого помещения департаментом не оспаривается.
Доказательства выделения администрации в спорном периоде денежных средств на приобретение жилья для данной категории граждан в материалах дела отсутствуют.
Поскольку администрация не получила от субъекта Российской Федерации компенсацию понесенных расходов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, основаны на неверном толковании положений законодательства, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.10.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7960/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Багаева Ф.Ш. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005; Багаева Ф.Ш. страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н, и Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2012 N 991н; жилое помещение передано по договору социального найма Багаевой Ф.Ш.; согласно отчету оценщика от 09.06.2022 N 2210 рыночная стоимость жилого помещения составляет 1 678 792 руб.
...
Выводы судов с учетом установленных обстоятельств соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 N 301-ЭС19-23250."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2023 г. N Ф04-648/23 по делу N А67-7960/2022