г. Тюмень |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А46-11597/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области на решение от 19.09.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Шиндлер Н.А.) по делу N А46-11597/2022 по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, 21, ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) к Сибирскому управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, строение 3Г, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 23.06.2022 N 35-1/52юл о привлечении к административной ответственности по статье 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 19.09.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, администрация не является субъектом вменяемого административного правонарушения; судами не учтено, что администрацией, работы по строительству контейнерной площадки не выполнялись, их местоположение утверждалось в ином месте; приемка выполненных работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществлялась; в действиях администрации отсутствует вина и, как следствие, состав административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протокола 21.06.2022 N 35-1/52ЮЛ об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления от 23.06.2022 N 35-1/52юл о привлечении администрации к административной ответственности по статье 9.8 КоАП РФ послужил выявленный при проверке информации, изложенной в обращении Малковой О.В., факт строительства контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов (адрес: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, улица Восточная) в охранной зоне ВЛ-10 кВ Кр-4 без письменного решения о согласовании сетевой организацией, что является нарушением пунктов 10, 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
Статьей 9.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки, порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В силу подпункта "а" пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил N 160, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (пункт 12 Правил N 160).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт строительства площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, улица Восточная, 29, в охранной зоне ВЛ-10 кВ Кр-4 без письменного согласования с ПАО "Россети Сибири".
Признавая администрацию надлежащим субъектом административного правонарушения, суды учли, что полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в границах Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области соглашением от 17.06.2020 переданы администрации; строительство площадки накопления твёрдых коммунальных отходов по указанному выше адресу выполнено обществом с ограниченной ответственностью "ОмсСтрой" в соответствии с муниципальным контрактом от 04.09.2020 N 0352300219500001590001 по заказу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Омского муниципального района Омской области, являющегося представителем администрации; на администрацию как на уполномоченный орган возложена обязанность по проверке соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку администрацией не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от нее мер, направленных на соблюдение Правил N 160 при осуществлении полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.8 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного администрацией требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.09.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11597/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки, порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
...
Поскольку администрацией не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от нее мер, направленных на соблюдение Правил N 160 при осуществлении полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено администрации в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.8 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2023 г. N Ф04-8248/22 по делу N А46-11597/2022