г. Тюмень |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А70-4938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Аникиной Н.А.,
Полосина А.Л.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на постановление от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Воронов Т.А., Краецкая Е.Б.) по делу N А70-4938/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН: 7204205739, ОГРН: 1147232024455, адрес: 625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301) к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" (ИНН: 2538008586, ОГРН: 1022501915061, адрес: 690087, Приморский край, город Владивосток, улица Луговая, дом 52б) о взыскании задолженности.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Бурая Е.Г. по доверенности от 28.04.2022 (срок действия по 31.12.2023), диплом; федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" - Маслов А.А. по доверенности от 24.09.2020 (срок действия 3 года), диплом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" (далее - ФГУБО ВО "Дальрыбвтуз", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по ноябрь 2021 года в сумме 180 457 руб. 38 коп., пени за период с 11.01.2022 по 03.03.2022 в сумме 6 857 руб. 36 коп., а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 04.03.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены. С учреждения в пользу общества взыскано 193 933 руб.
74 коп., в том числе долг в сумме 180 457 руб. 38 коп., пени в сумме 6 857 руб. 36 коп. и государственная пошлина в размере 6 619 руб., а также пени в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 04.03.2022 и по день оплаты задолженности с учетом ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Постановлением от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области изменено, резолютивная часть изложена в новой редакции. Исковые требования удовлетворены частично.
С учреждения в пользу общества взыскан долг в сумме 14 924 руб. 10 коп., неустойка в сумме 567 руб. 12 коп. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. С общества в пользу учреждения взыскано 2 204 руб. 60 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Дополнительным постановлением от 15.11.2022 с учреждения в пользу общества взысканы пени в размере одной стотридцатой ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы долга - 14 924 руб. 10 коп. за каждый день просрочки, начиная с 04.03.2022 и по день оплаты задолженности с учетом ограничений, установленных Постановлением N 497.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "ТЭО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества в полном объеме; отнести на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении судебного акта суд апелляционной инстанции неправомерно возложил на истца бремя доказывания вывоза ТКО с объекта ответчика, в связи с чем не применил к правоотношениям подлежащие применению положения пунктов 8(11) - 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), а также подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N 505).
ФГУБО ВО "Дальрыбвтуз" в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЭО" без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебного акта в пределах доводов жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющим свои обязанности в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил N 1156, на основании соглашения с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области от 27.04.2018. Региональный оператор в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения от 27.04.2018 обязан заключить договоры на оказание услуги по обращению с ТКО с потребителями.
Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области установлены предельные единые тарифы ООО "ТЭО" (распоряжение от 07.12.2018 N 303/01-21), а также нормативы накопления твердых коммунальных отходов (распоряжение от 25.12.2018 N 624/01-21).
Согласно позиции ООО "ТЭО" региональный оператор оказывал учреждению услуги по обращению с ТКО на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником/владельцем нежилого помещения/объекта от 01.01.2021 N ТО02КО0200002212 (далее - договор), согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
По условиям пункта 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021.
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяется согласно приложению к договору (пункт 2 договора).
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Максимальная цена договора на 2021 год на период 12 месяцев составляет 199 574 руб. 82 коп., при этом оплата услуг по договору определяется с учетом фактического объема оказанных услуг в период действия договора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 7 (1) договора региональный оператор выставляет потребителю первичный документ (счет, УПД) за соответствующий расчетный период.
Потребитель обязан получить УПД у регионального оператора в порядке, указанном в подпункте "з" пункта 10 договора, то есть до 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель возвращает региональному оператору один экземпляр подписанного УПД в срок до 3-х рабочих дней с даты получения у регионального оператора.
В случае, если потребитель не получил УПД от регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а также в случае непредставления потребителем региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 17 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 18 договора).
Договор заключается на срок по 31.12.2019 и действует в части обязательств по оплате - до полного их исполнения. Действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2021 (пункт 22 договора).
В приложении N 1 к договору указан объект оказания услуг - общежитие N 2/многоквартирные дома, расположенное по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремизова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - проживающие, количество расчетных единиц - 100.
Договор ответчиком не подписан, между тем указанное общежитие N 2 принадлежит ответчику на праве оперативного управления, зарегистрированного в установленном законом порядке 14.08.2013, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.07.2021.
Истец указал, что в рамках договора, в период с января по ноябрь 2021 года, оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на сумму 180 457 руб. 38 коп., в обоснование своей позиции ООО "ТЭО" представило в материалы дела универсальные передаточные документы и счета на оплату за спорный период, между тем, оказанные услуги ответчиком не оплачены.
Претензионным письмом ООО "ТЭО" обратилось к ответчику с требованием о добровольном погашении задолженности.
Ссылаясь на отсутствие действий со стороны учреждения, направленных на погашение задолженности, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями договора, установив факт оказания истцом ответчику услуг в отношении спорных объектов в исковой период, признал требования обоснованным и удовлетворил их в части взыскания основного долга в полном объеме, в части взыскания неустойки - с учетом ограничений, установленных Постановлением N 497.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, не усмотрел оснований для взыскания платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период: с января по июнь 2021 года - с учетом оплаты услуг за указанный период в рамках действия контракта от 01.01.2021 N ТО02КО0200001792, в который включен объект "общежитие техникума"; с 01.07.2021 по 30.08.2021 - ввиду отсутствия на объекте проживающих в связи с окончанием учебного года в соответствии с графиком учебно-образовательного процесса, а также началом проведения ремонтных работ в студенческом общежитии N 2; с 24.09.2021 по 20.11.2021 - в связи с введенными в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции ограничениями и организацией дистанционного процесса обучения, выселения из общежития N 2 проживающих. При этом, признав доказанным факт оказания услуг в период с 01.09.2021 по 24.09.2021, с 21.11.2021 по 30.11.2021, установив количество проживающих в общежитии N 2 в указанные периоды, произведя перерасчет задолженности, исходя из количества проживающих, а также применив норматив накопления ТКО для многоквартирных домов - 276,86 кг на человека в год, установленный в распоряжении от 25.12.2018 N 624/01-21, счел обоснованными требования общества о взыскании задолженности в сумме 14 924 руб. 10 коп., неустойки в размере 567 руб. 12 коп. за период с 11.09.2021 по 03.03.2022, удовлетворив заявленные требования частично.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ на то, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Из материалов дела следует и установлено судом, что в обоснование исковых требований представлен договор, подписанный только истцом, согласно которому действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2021 (пункт 22 договора); в приложении N 1 к договору указан объект: общежитие N 2/многоквартирные дома, расположенное по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - проживающие, количество расчетных единиц - 100.
Согласно выписке из ЕГРН учреждение является законным владельцем данного объекта (принадлежит на праве оперативного управления), здание имеет 5 этажей, назначение - жилое, наименование - здание общежития.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 01.01.2021 между обществом и учреждением заключен государственный контракт на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N ТО02КО0200001792 (далее - контракт), согласно которому истец (региональный оператор) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в контракте, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке (пункт 1 контракта).
В пункте 4 контракта указано, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021.
Согласно пункту 22 контракт заключается на срок по 31.12.2021.
В пункте 5 контракта указано, что контракт финансируется за счет средств федерального бюджета. Максимальная цена контракта на 2021 год на период 12 месяцев составляет 320 827 руб. 44 коп.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 12 контракта).
В приложении N 1 к контракту указаны объекты:
1) техникум Ремезова, 72 А, расположенное по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - учащиеся, количество расчетных единиц - 400;
2) столовая техникума, расположенная по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - количество мест, количество расчетных единиц - 100;
3) общежитие техникума, расположенное по адресу: город Тобольск, ул. 2-я Северная, д. 48, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - проживающие, количество расчетных единиц - 100.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что здание по ул. Семена Ремезова, д. 72 А, как объект "общежитие" не включено в контракт, указанное здание включено в контракт как техникум и столовая техникума, а в качестве общежития включено здание по иному адресу с количеством расчетных единиц - 100.
При этом по сведениям официального сайта ФГУБО ВО "Дальрыбвтуз" ответчик располагает общежитием всего на 100 проживающих.
Согласно техническому паспорту здания общежития, расположенного по адресу:
г. Тобольск, 2-я Северная, д. 48, жилая площадь общежития составляет 900,7 кв.м, количество жилых комнат - 40.
Здание общежития, расположенного по адресу: г. Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, согласно техническому паспорту по состоянию на 28.08.200, имеет жилую площадь - 1070,3 кв. м, количество жилых комнат - 60.
Дополнительным соглашением N 001 к контракту стороны определили, что с 22.06.2021 начисления по объекту "общежитие техникума" расположенное по адресу: город Тобольск, ул.2-я Северная, дом 48, приостановлены (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 дополнительного соглашения приложение N 1 "Объем и место (площадка) накопления ТКО" изложено в новой редакции, согласно которой услуги оказываются в отношении двух объектов:
1) техникум Ремезова, 72 А / иные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, расположенное по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - учащиеся, количество расчетных единиц - 400;
2) столовая техникума / предприятия общественного питания стационарные, расположенная по адресу: город Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 72 А, способ расчета объема - норматив, единица расчета норматива - количество мест, количество расчетных единиц - 100.
Согласно пункту 3, дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, является неотъемлемой частью контракта и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 22.06.2021.
В пункте 5 договора установлено, в том числе, что оплата услуг по договору определяется с учетом фактического объема оказанных услуг в период действия договора, в связи с чем суд апелляционной инстанции счел необходимым установить период проживания и количество проживающих в спорных общежитиях.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что до 22.06.2021 в рамках контракта региональный оператор оказывал учреждению услуги в том числе по объекту "общежитие техникума", расположенное по адресу:
ул. 2-я Северная, д. 48, из расчета проживающих 100 человек.
Дополнительным соглашением N 001 к указанному контракту начисления по объекту "общежитие техникума" приостановлены с 22.06.2021 (пункт 2.1).
Из представленных актов сверки взаимных расчетов по контракту следует, что услуги регионального оператора оплачены в полном объеме. Доказательств наличия задолженности потребителя в рамках оказанных услуг по контракту региональный оператор не представил.
Поскольку материалами дела установлено, что ФГУБО ВО "Дальрыбвтуз" обладает возможностью разместить всего 100 проживающих в период с января по июнь 2021 года в контракт включен объект "общежитие техникума", с количеством расчетных единиц 100 проживающих, оплата оказанных услуг из расчета по нормативу исходя из количества проживающих 100 человек, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оплата произведена ответчиком в полном объеме, не усмотрев оснований для начисления платы за 100 проживающих за период с января по июнь 2021 года в рамках договора.
В отношении периода проживания и количества проживающих в общежитии N 2 (ул. Семена Ремезова, д. 72 А) с июля по ноябрь 2021 года, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно приказу и.о. директора от 30.06.2021 N 125 в связи с окончанием учебного года в соответствии с графиком учебно-образовательного процесса, а также началом проведения ремонтных работ в студенческом общежитии, на период летних каникул с 30.06.2021 по 25.08.2021 обучающиеся в количестве 61 человек выселены.
Поскольку в период с 01.07.2021 по 30.08.2021 на объекте общежитие N 2 отсутствовали проживающие, ТКО не производилось, следовательно, и вывоз ТКО региональным оператором не осуществлялся, в связи с чем судом обоснованно констатировано отсутствие у регионального оператора оснований для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в указанный период.
Приказом и.о. директора от 31.08.2021 года N 141, на основании приказов о зачислении абитуриентов, личных заявлений обучающихся очной формы обучения, на период с 31.08.2021 по 30.06.2022 предоставлены места для проживания в текущем учебном году 73 студентам.
Приказами и.о. директора от 23.09.2021 N 89 и от 24.092021 N 90 на основании приказов Министерства науки и высшего образования РФ от 14.03.2020 N 397, от 14.032020 N 398, письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, постановления правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п, с целью предотвращения и распространения новой коронавирусной инфекции, с 24.09.2021 до 11.10.2021 введен режим повышенной готовности, образовательный процесс приостановлен, организована реализация профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
Согласно приказам и.о. директора от 23.09.2021 N 153 и 24.09.2021 N 155/1, на основании приказов от 23.09.2021 N 89, от 24.09.2021 N 90, во исполнение Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п, 23.09.2021 из общежития выселены 3 человека на период с 24.09.2021 по 11.10.2021, 24.09.2021 на период с 25.09.2021 по 11.10.2021 выселено 67 человек.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что ответчиком представлены документы, подтверждающие, что образовательная деятельность в здании техникума не осуществлялась в связи с введенными в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции ограничениями и организацией дистанционного процесса обучения, выселения из общежития N 2 проживающих, пришел к выводу, что образование ТКО в октябре 2021 года на указанном объекте также не осуществлялось, соответственно, услуги по вывозу ТКО региональным оператором не оказывались.
Приказом и.о. директора от 19.11.2021 N 165 в связи с окончанием сроков организации образовательной деятельности в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий на период с 21.11.2021 по 30.06.2022 в общежитие N 2 заселены 59 обучающихся.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что в период с 01.09.2021 по 24.09.2021 количество проживающих в общежитии N 2 составило 73 человека, в период с 21.11.2021 по 30.11.2021 - 59 человек.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, признав доказанным факт оказания истцом в период с 01.09.2021 по 24.09.2021 и с 21.11.2021 по 30.11.2021 на условиях типового договора, а также невыполнение учреждением обязанности по ее оплате в полном объеме, констатировав, что вывоз ТКО производился с близлежащих контейнерных площадок, ввиду отсутствия у ответчика оборудованной контейнерной площадки для ТКО и отсутствия заявок потребителя на вывоз ТКО, учитывая непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, были оказаны в меньшем объеме, суд апелляционной инстанции, осуществив перерасчет задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, исходя из представленных учреждением сведений о количестве проживающих в общежитии N 2, применив норматив накопления ТКО для собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку норматив накопления ТКО для общежитий, в которых проживают студенты, не установлен, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Установив, что задолженность ответчика за услуги по обращению с ТКО в размере 14 924 руб. 10 коп. не оплачена, апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств за период с 11.09.2021 по 03.03.2022 в сумме 567 руб. 12 коп.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенный в кассационной жалобе ООО "ТЭО" довод относительно неправильного распределения судами бремени доказывания не нашел своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Оценка требований и возражений сторон, представленных доказательств осуществлена судом апелляционной инстанции с учетом положений статей 1, 9, 41, 65, 71 АПК РФ, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности, правильного распределения бремени доказывания.
При принятии судебного акта судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, судами не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационных жалоб относятся на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4938/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 12 контракта).
...
Приказами и.о. директора от 23.09.2021 N 89 и от 24.092021 N 90 на основании приказов Министерства науки и высшего образования РФ от 14.03.2020 N 397, от 14.032020 N 398, письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, постановления правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п, с целью предотвращения и распространения новой коронавирусной инфекции, с 24.09.2021 до 11.10.2021 введен режим повышенной готовности, образовательный процесс приостановлен, организована реализация профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2023 г. N Ф04-8268/22 по делу N А70-4938/2022
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8268/2022
15.11.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8621/2022
18.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8621/2022
08.06.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4938/2022