г. Тюмень |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А27-26544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" на решение от 24.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гисич С.В.) и постановление от 05.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-26544/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (652600, Кемеровская область - Кузбасс, город Белово, улица Ленина, дом 13, ИНН 4202048355, ОГРН 1144202001020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу (650991, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 7, ИНН 4205069089, ОГРН 1044205033377) об оспаривании действий по проведению лицензионного контроля и выводов о нарушении лицензионных условий, изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) в заседании участвовала представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу Хлыновская О.А. по доверенности от 29.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (далее - общество, ООО "Медиахолдинг "Омикс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу (далее - управление, административный орган) о признании незаконными действий по проведению лицензионного контроля в отношении общества и изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68 выводов о нарушении ООО "Медиахолдинг "Омикс" лицензионных условий.
Решением от 24.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения проставлением от 05.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемых действий административного органа требованиям действующего законодательства, поскольку предмет проведенной управлением проверки отсутствует в закрытом перечне, поименованном в статье 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность на основании лицензии серии РВ N 25571 от 01.07.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В период с 04.10.2021 по 22.10.2021 на основании плана деятельности управления на 2021 год, утвержденного приказом от 20.11.2020 N 236, административным органом проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс".
По результатам планового систематического наблюдения составлен акт систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68, которым зафиксированы нарушения ООО "Медиахолдинг "Омикс" лицензионных требований в части соотношения объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон", что является нарушением статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1), подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1529.
Возражая против действий по проведению проверки и выводов о наличии нарушений лицензионных условий, изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых действий административного органа требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) Закон N 294 был дополнен статьей 26.3, которой определены виды государственного контроля (надзора) при организации и проведении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований (пункт 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ).
Системное толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что под проверочными мероприятиями для целей названного Федерального закона понимается совокупность мероприятий по контролю, проводимых в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
При этом для указанных мероприятий установлен особый (специфический) порядок реализации, который отличается от порядка проведения плановых и внеплановых проверок, установленного статьями 9 - 20 Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Статьей 56.1 Закона N 2124-1 определено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации является соблюдение учредителями и редакциями средств массовой информации, юридическими лицами, осуществляющими формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территории Российской Федерации (далее - контролируемые лица), обязательных и лицензионных требований в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, а также требований в области предоставления обязательного экземпляра документов.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в отношении контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) (за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляемого без взаимодействия с контролируемым лицом).
Принимая во внимание, что в силу прямого указания Закона N 2124-1 положения Закона N 248-ФЗ не подлежат применению к государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляемому без взаимодействия с контролируемым лицом, а Закон N 170-ФЗ не содержит указаний на признание статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ утратившей силу, суды сделали обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для проведения контрольных мероприятий в соответствии с нормативными актами, принятыми во исполнение части 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 и подпункту "а" пункта 6 Порядка оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядок оформления результатов таких мероприятий, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2018 N 4, задание на проведение плановых мероприятий по контролю оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются в виде акта.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2018 N 197 (далее - Административный регламент N 197).
Согласно пункту 8 Административного регламента N 197 мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся в отношении вещателей, то есть юридических лиц, являющихся владельцами лицензий на телевизионное вещание, радиовещание (статья 2 Закона N 2124-1).
Из пунктов 25, 62 Административного регламента N 197 следует, что мероприятия по контролю осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем) и плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем) (далее - мероприятия по контролю).
Плановые систематические наблюдения проводятся территориальными органами в соответствии с планом мероприятий по контролю на очередной год, который является составной частью плана деятельности территориального органа на очередной календарный год, утвержденного руководителем территориального органа (пункт 36 Административного регламента N 197).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 79 - 81 Административного регламента N 197. В частности, по результатам систематического наблюдения составляется акт в одном экземпляре. В нем указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований. К акту систематического наблюдения прилагаются записи эфира вещателя, справка о результатах анализа записи эфира, протоколы радиоизмерений, телерадиопрограммы, размещенные в средствах массовой информации, другие документы, подтверждающие выводы, изложенные в акте систематического наблюдения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2018 N 198 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания (далее - Административный регламент N 198).
Согласно пункту 63 Административного регламента N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом. Систематическое наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры, предварительное уведомление вещателя не требуется (пункты 64, 65 Административного регламента N 198).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 80 - 82 Административного регламента N 198, которые аналогичны пунктам 79 - 81 Административного регламента N 197.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что действия управления по составлению акта систематического наблюдения с отражением в нем выявленных нарушений соответствуют требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных ООО "Медиахолдинг "Омикс" требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы администрации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26544/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 79 - 81 Административного регламента N 197. В частности, по результатам систематического наблюдения составляется акт в одном экземпляре. В нем указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований. К акту систематического наблюдения прилагаются записи эфира вещателя, справка о результатах анализа записи эфира, протоколы радиоизмерений, телерадиопрограммы, размещенные в средствах массовой информации, другие документы, подтверждающие выводы, изложенные в акте систематического наблюдения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2018 N 198 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания (далее - Административный регламент N 198).
Согласно пункту 63 Административного регламента N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом. Систематическое наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры, предварительное уведомление вещателя не требуется (пункты 64, 65 Административного регламента N 198).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 80 - 82 Административного регламента N 198, которые аналогичны пунктам 79 - 81 Административного регламента N 197."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2023 г. N Ф04-4979/22 по делу N А27-26544/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4979/2022
05.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3802/2022
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4979/2022
23.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3802/2022
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-26544/2021