г. Тюмень |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А67-6404/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Томской области на решение от 05.10.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Бирюкова А.А.) и постановление от 08.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А67-6404/2022 по иску муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск, пр-т Ленина, 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к субъекту Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, Томская область, г. Томск, пр-т Ленина, д. 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании 36 003 436,50 руб. убытков.
Третьи лица: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (ОГРН 1027000908010, ИНН 7021016928).
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска (далее - Администрация, истец) обратилось в суд к субъекту Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - Департамент, ответчик) с иском о взыскании 38 828 995,50 руб. в возмещение убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области.
Определением суда от 13.09.2022 в рамках дела N А67-6404/2022 в отдельное производство выделено требование о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 825 559 руб. в возмещение убытков, делу присвоен N А67-8023/2022.
Решением от 05.10.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Советского районного суда Томской области от 27.05.2021 по делу N 2-2151/2021, оставленным без изменения апелляционным определением от 07.09.2021, от 29.04.2021 по делу N 2-1548/2021, измененное апелляционным определением от 10.08.2021, от 14.01.2021 по делу N 2-481/2021, оставленным без изменения апелляционным определением от 14.04.2021, от 09.07.2020 по делу N 2-1508/2020, измененное апелляционным определением от 16.10.2020, от 09.07.2020 по делу N 2-1508/2020, измененное апелляционным определением от 16.10.2020, от 04.12.2020 по делу N 2-3063/2020, от 21.08.2020 по делу N 2-2205/2020, оставленным без изменения апелляционным определением от 02.02.2021, от 29.12.2020 по делу N 2-3152/2020, оставленным без изменения апелляционным определением от 17.03.2021, от 07.07.2021 по делу N 2-2256/2021, от 04.08.2020 по делу N 2-1989/2020 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению вне очереди Шаламовой М.А., Павловой С.Т., Губарю Е.И., Кулиеву Э.И., Родионовой В.А., Крюкович Л.С., Коржову А.А., Раздольской Е.А., Зарембе Н.Р. благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.
Шаламова М.А., Павлова С.Т., Губарь Е.И., Кулиев Э.И., Родионова В.А., Крюкович Л.С., Коржов А.А., Раздольская Е.А., Заремба Н.Р. приняты к учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях; указанные лица поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005, что установлено указанными судебными актами суда общей юрисдикции.
На основании муниципальных контрактов от 13.12.2021 N 21001406, от 06.12.2021 N 2101373, от 03.12.2021 N 21001296 (с учетом дополнительного соглашения N 1 от 03.12.2021), от 28.09.2021 N 21000947, от 24.08.2021 N 21000865, от 05.10.2021 N 21000991 (с учетом дополнительного решения), от 04.10.2021 N 21000992, от 06.12.2021 N 21001380, от 24.08.2021 N 21000864 Администрация приобрела в муниципальную собственность жилые помещения, в связи с чем, понесла расходы в общей сумме 36 003 436,50 руб., что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
Во исполнение решений суда на основании договоров социального найма указанные жилые помещения предоставлены Шаламовой М.А., Павловой С.Т., Губарю Е.И., Кулиеву Э.И., Родионовой В.А., Крюкович Л.С., Коржову А.А., Раздольской Е.А., Зарембе Н.Р.
Полагая, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Томской области, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, руководствуясь статьями 39, 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 14, 19, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, пункта 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пришли к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем удовлетворили требование Администрации в части взыскания с казны Томской области в лице Департамента убытков.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (статья 17 Закона N 181-ФЗ, пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Из системного толкования приведенных норм права и разъяснений к ним следует, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов Администрации в целях реализации данных полномочий.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или при реализации ими отдельных государственных полномочий.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Томской области денежных средств для предоставления Администрацией квартир инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не представлено.
Поскольку в рассматриваемом случае указанная обязанность не исполнена, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, взыскав убытки с казны Томской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрацией не доказан размер убытков, являются несостоятельными. Расчет размера убытков проверен судами и признан обоснованным. Доказательства того, что убытки истца составляют меньший размер, чем им заявлен, Департаментом не представлены.
Доводы ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судом округа.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.10.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6404/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
...
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Томской области денежных средств для предоставления Администрацией квартир инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не представлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2023 г. N Ф04-650/23 по делу N А67-6404/2022