г. Тюмень |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А46-7710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 26.07.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А46-7710/2022 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, город Омск, улица Красный путь, дом 3, ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359) к индивидуальному предпринимателю Волкову Никите Александровичу (ОГРНИП 318554300026344, ИНН 890504023447) о взыскании 3 000 000 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Кликушина А.С.) в заседании участвовал представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Н.Ю. по доверенности от 23.01.2023.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Волкова Никиты Александровича (далее - предприниматель) 3 000 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Решением от 26.07.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование Министерства оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством и предпринимателем заключено соглашение от 19.06.2018 N 5-НФ о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 |году предпринимателю гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее - Постановление N 252-п).
Во исполнение условий Соглашения Министерством в 2018 году в адрес предпринимателя перечислен грант в размере 3 000 000 руб.
В ходе проведенной Контрольно-счетной палатой Омской области выездной проверки установлено, что предпринимателем не соблюдено условие предоставления гранта в части сохранения, создания новых постоянных рабочих мест в количестве 4 единиц в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 14.12.2021.
07.02.2022 Контрольно-счетной палатой Омской области в адрес Министерства вынесено представление от N ИСХ-22/КСП-8-104 с предложением принять меры к возврату в областной бюджет средств гранта на поддержку начинающих фермеров, использованных предпринимателем с нарушением условий предоставления грантов.
27.01.2022 Министерство направило в адрес предпринимателя уведомление о возвращении средств областного бюджета, полученных в виде гранта, в сумме 3 000 000 руб.
Поскольку требование о возврате средств субсидии предпринимателем не было выполнено в добровольном порядке, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об использовании предпринимателем денежных средств гранта с соблюдением целей его предоставления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Постановлением N 252-п также установлен Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок).
Целью предоставления грантов на развитие КФХ является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области КФХ (пункт 2 Порядка), включая:
1) приобретение земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
4) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
6) приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ;
7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
8) приобретение оборудования для оснащения пунктов искусственного осеменения для оказания услуг гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и индивидуальным предпринимателям, включая КФХ.
Согласно пункту 3 Порядка целью предоставления единовременной помощи является софинансирование затрат начинающего фермера на приобретение, строительство и ремонт собственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения; приобретение одного грузо-пассажирского автомобиля; приобретение и доставка предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения; подключение жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", водопроводу и канализации.
В пункте 17 Порядка указано, что условием предоставления грантов на развитие крестьянско-фермерских хозяйств и единовременной помощи является сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 5.1).
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения начинающими фермерами предусмотренных подпунктами 1-7.2 пункта 17 Порядка условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на развитие КФХ и единовременной помощи - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
Предоставление гранта в рамках настоящего дела производилось на основании Соглашения.
Судами установлено, что в соответствии с Соглашением условиями предоставления гранта являются, в том числе достижение конкретных показателей результативности в соответствии с Порядком и Соглашением (пункт 3.5), а также иные условия предоставления субсидии в соответствии с Порядком (пункт 3.6).
Приложением N 1 Соглашения предпринимателю установлен показатель результативности в части количества новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, в размере 4 единиц.
В подтверждение соблюдения условия предоставления гранта в части создания, сохранения новых постоянных рабочих мест в количестве 4 единиц в течение не менее 5 лет после получения гранта предпринимателем в материалы дела представлены приказы о приеме на работу за 2018-2021 годы, приказы об увольнении за 2018-2021 годы, трудовые договоры.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что за 2018-2021 годы среднегодовая численность наемных работников предпринимателя составляет 4 человека ежегодно; 31.12.2018 предпринимателем были приняты на работу Волкова К.В., Волкова М.А., Макеев А.В., Семенов В.Н.; также производился прием на работу иных лиц в 2019-2021 годах.
Основанием прекращения (расторжения) договора (увольнения) во всех случаях являлось собственное желание работника и его заявление, что следует из приказов об увольнении за спорный период.
После расторжения трудовых договоров предпринимателем предпринимались меры по поиску работников путем размещения объявлений о наличии вакансий на интернет-сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доске объявлений по районам Омской области и в районной газете Колосовского района "Новый вымпел".
В настоящее время у предпринимателя трудоустроено 4 человека, что подтверждается представленными в материалы дела трудовыми договорами от 11.02.2022 и от 20.01.2022.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, проверив соблюдение предпринимателем условий получения и использования средств гранта, установили, что денежные средства освоены предпринимателем и использованы в соответствии с целями, определенными условиями Соглашения, факта нецелевого использования гранта в ходе проверки не установлено.
Таким образом, правильно истолковав нормы бюджетного законодательства применительно к рассматриваемому спору и условиям заключенного между сторонами Соглашения, принимая во внимание фактические обстоятельства данного дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.
Выражая в кассационной жалобе несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство не учло, что ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении и использовании средств гранта, фактически привело к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и к нарушению прав соответствующего бюджета. Таких доказательств Министерством в материалы настоящего дела не представлено.
Доводы Министерства о недостижении предпринимателем показателя результативности использования гранта в части создания, сохранения новых постоянных рабочих мест, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку.
Сам по себе факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по представлению отчетности, как отмечено судами, не может свидетельствовать об отсутствии реальных трудовых правоотношений с работниками и неисполнении условия предоставления гранта по сохранению вновь созданных рабочих мест.
Доказательств того, что причиной увольнения работников являлось сокращение штатной численности (т.е. трудовые отношения прекращались по инициативе работодателя), Министерством не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7710/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2023 г. N Ф04-1012/23 по делу N А46-7710/2022