г. Тюмень |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А03-8440/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Дерхо Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Бояркова Т.В.) и постановление от 09.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А03-8440/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, город Барнаул, улица Чкалова, 230, ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344) к закрытому акционерному обществу "Алтайкровля" (121615, город Москва, Рублёвское шоссе, 16, 3, ИНН 2208000028, ОГРН 1022200768149) о взыскании задолженности по арендной плате и пени.
Суд установил:
министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды Алтайского края, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Алтайкровля" (далее - ЗАО "Алтайкровля", ответчик) о взыскании 2 538 385,12 руб., из них: 2 515 244,87 руб. задолженности по арендной плате за первый квартал 2022 года по договору аренды лесного участка N 19/1 от 30.12.2008 и 23 140,25 руб. пени за период с 01.04.2022 по 16.05.2022.
Решением от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Минприроды Алтайского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Считает, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что к причинам невозможности использовать участок по назначению и к расторжению договора привели незаконные действия ответчика; несмотря на наличие решения суда, ответчик не передал участок истцу, не привел его в надлежащее состояние, из-за чего последний не имел возможности провести торги и заключить договор с иным арендатором, который бы надлежаще выплачивал арендную плату. Кроме того, в связи с длительной непередачей ответчиком участка по акту приема-передачи на лесных участках не осуществлялись мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Алтайкровля" просит оставить обжалуемые решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа полагает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 30.12.2008 между Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Алтайкровля" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 19/1 от 30.12.2008, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды лесных участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", распоряжением управления лесами Алтайского края "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка" от 27.10.2008 N 340а, предоставил во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности для заготовки древесины (п. 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендуемый лесной участок расположен в границах Первомайского и Тальменского районов, Озерского лесничества и Ларичихинского лесничеств (бывший Озерский лесхоз), общей площадью 84 212,05 га. Переданный в аренду лесной участок входит в общую площадь лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в составе земель лесного фонда, расположенного на территории Заринского, Первомайского и Тальменского районов Алтайского края, имеющего условный номер объекта 11010925, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.01.2008 N 22АБ280578 и занимающего общую площадь 98 275 га.
Согласно пункту 1.4 договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины в объемах согласно приложению N 4. Арендная плата по договору составляет 3 368 060 руб. в год. Расчет арендной платы приведен в приложении N 7 к договору (пункт 2.1 договора).
Стороны в пункте 2.3 договора установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу объема лесных ресурсов размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что арендная плата уплачивается арендатором независимо от фактического использования лесного участка.
Срок действия данного договора установлен сторонами - 49 лет с 29.12.2006 (с даты государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 26.12.2006 приводимого в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ) (пункт 8.1 договора).
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка в аренду арендатор принял земельный участок.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 26.01.2009, о чем имеется отметка регистрирующего органа на договоре.
В последующем между сторонами были заключены дополнительные соглашения к договору аренды лесного участка для заготовки древесины N 19/1 от 30.12.2008, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Арендная плата рассчитана в соответствии с условиями Дополнительного соглашения от 09.01.2019 N 10 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 N19/1, заключенного сторонами во исполнение решения суда. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 на 2021 - 2023 годы утверждены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно уведомлению об изменении размера арендной платы от 14.12.2021 N 196, составленному отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству, арендная плата по договору в 2022 году составляет 6 959 820 руб.
Согласно уведомлению об изменении размера арендной платы от 28.12.2021 N 163, составленному отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству, арендная плата по договору в 2022 году составляет 3 117 250,61 руб. Общая сумма арендной платы по договору в 2022 году составляет 10 077 070, 60 руб.
Судом установлено, что решением суда от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21-64/820, оставленным в силе вышестоящими инстанциями, расторгнут договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 N 19/1 на территории Озерского и Ларичихинского лесничеств Алтайского края, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 26.01.2009 за N 22.22-24/001/2009-131. Также суд обязал ЗАО "Алтайкровля" в течении 10-дней с даты досрочного расторжения договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 N 19/1 освободить лесной участок и передать его по акту приема-передачи.
По расчету истца арендатором не внесена арендная плата по договору за первый квартал 2022 в общем размере 2 515 244, 87 руб. по состоянию на 16.05.2022.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия с предложением оплатить образовавшуюся задолженность, оставлена последним без исполнения, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 8, 10, 166, 167, 168, 328, 421, 606, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 12.2, 23.2, 71, 74, 88, 89, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", разъяснениями, изложенными в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ", и установив отсутствие у ответчика возможности использования участка по назначению, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
По существу спор рассмотрен правильно.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса, в частности, для заготовки древесины.
Из содержания норм главы 34 ГК РФ следует, что обязательства сторон по договору аренды являются взаимными - арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, позволяющем использовать его в соответствии с условиями договора и назначением имущества, в то время как арендатор, получив возможность такого использования, обязан вносить арендную плату.
В пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2021), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 10.11.2021, разъяснено, что арендатор не обязан вносить арендную плату за период, в который он лишен возможности пользоваться объектом аренды по не зависящим от него обстоятельствам. Арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в случае, если в результате противоправных действий арендодателя он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или целевым назначением этого имущества.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", установлено, что лесосечные работы выполняются в соответствии с проектом освоения лесов (Приложения 1).
В силу положения статей 88, 89 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Минприроды Алтайского края приказом от 07.12.2021 N 1602 отменил приказ Миприроды Алтайского края от 25.01.2019 N 96 "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов".
Указанный приказ Минприроды Алтайского края от 07.12.2021 N 1602 был издан в связи с несоответствием пунктов 5.2, 5.3 и таблицы N 9 проекта освоения лесов, разработанного ЗАО "Алтайкровля", требованиям части 3 статьи 53.1 ЛК РФ и положениям раздела 17 Лесохозяйственных регламентов Озерского и Ларичихинского лесничеств в части проектирования мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, а также включением в состав проекта освоения лесов дополнительных соглашений о внесении изменений в договор аренды лесного участка, заключенных во внесудебном порядке.
По настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно принятому Минприроды Алтайского края отчету об использовании лесов (Форма N 1-ИЛ) за январь-февраль 2022 от 05.03.2022 по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1 ответчик не осуществлял в спорный период времени использование лесов для заготовки древесины, объем - 0,00 куб. м. В марте 2022 года заготовка древесины ответчиком также не осуществлялась по тем же причинам.
При этом в рамках указанного дела судом была установлена невозможность использования ЗАО "Алтайкровля" с 01.01.2022 арендованного лесного участка в целях, определенных договором аренды от 30.12.2008 N 19/1, в связи с отменой Минприроды Алтайского края положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 19.
Из материалов дела следует, что в 2022 году ответчик неоднократно предоставлял Минприроды Алтайского края на государственную экспертизу составленный проект освоения лесов 2022 года, при этом получал отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, исходя из того, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает его от исполнения обязанности по внесению арендной платы до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21-64-820, в связи с чем у ЗАО "Алтайкровля" отсутствует встречная обязанность по внесению арендной платы за пользование данным земельным участком.
Судом верно установлено, что ответчик фактически не использовал лесной участок по целевому назначению для заготовки древесины, и объем заготовленной древесины составил 0,00 куб.м.
Довод кассатора о том, что в спорный период участок не был возвращен, апелляционный суд правомерно отклонил со ссылкой на вступивший в законную силу судебный акт, которым суд обязал министерство принять участок у ответчика.
Доводы жалобы, основанные на выводах судов относительно пункта 2.5 договора, не влияют на правильность выводов судов по существу спора, поскольку судами установлена невозможность использования земельного участка вследствие действий арендодателя.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы об обратном не свидетельствуют, получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8440/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Минприроды Алтайского края приказом от 07.12.2021 N 1602 отменил приказ Миприроды Алтайского края от 25.01.2019 N 96 "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов".
Указанный приказ Минприроды Алтайского края от 07.12.2021 N 1602 был издан в связи с несоответствием пунктов 5.2, 5.3 и таблицы N 9 проекта освоения лесов, разработанного ЗАО "Алтайкровля", требованиям части 3 статьи 53.1 ЛК РФ и положениям раздела 17 Лесохозяйственных регламентов Озерского и Ларичихинского лесничеств в части проектирования мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, а также включением в состав проекта освоения лесов дополнительных соглашений о внесении изменений в договор аренды лесного участка, заключенных во внесудебном порядке.
...
Из материалов дела следует, что в 2022 году ответчик неоднократно предоставлял Минприроды Алтайского края на государственную экспертизу составленный проект освоения лесов 2022 года, при этом получал отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, исходя из того, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает его от исполнения обязанности по внесению арендной платы до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21-64-820, в связи с чем у ЗАО "Алтайкровля" отсутствует встречная обязанность по внесению арендной платы за пользование данным земельным участком."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2023 г. N Ф04-796/23 по делу N А03-8440/2022