город Тюмень |
|
3 апреля 2023 г. |
Дело N А70-9574/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Туленковой Л.В.,
Хлебникова А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области", Федеральной службы исполнения наказаний на решение от 26.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Буравцова М.А.) и постановление от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А70-9574/2022 по иску акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (119121, город Москва, улица Бурденко, дом 22, ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Ялуторовская, дом 46, корпус 3, ОГРН 1027200843999, ИНН 7204004687), Федеральной службе исполнения наказаний (119049, город Москва, улица Житная, дом 14, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710) о взыскании задолженности и пени.
В судебном заседании приняла участие представитель федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" - Муратова А.К. по доверенности от 26.05.2022; отказано в признании полномочий представителю Федеральной службы исполнения наказаний Муратовой А.К. в связи с непредставлением доверенности.
Суд установил:
акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее - учреждение, ответчик), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН, соответчик) о взыскании с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с ФСИН основного долга за поставленную в январе 2022 года электрическую энергию в размере 57 469,90 руб., пени в размере 1 721,89 руб., начисленные за период с 19.02.2022 по 31.03.2022 за несвоевременную оплату поставленного ресурса, с продолжением их начисления по день фактического исполнения обязательства, 33,60 руб. судебных издержек.
Решением от 26.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с ФСИН в пользу компании взыскано 57 469,90 руб. основного долга, 1 721,89 руб. пени, с продолжением их начисления со дня отмены моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), по день фактической оплаты долга, распределены расходы по уплате государственной пошлины и судебные издержки, связанные с направлением почтовой корреспонденции. Компании из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, учреждение и ФСИН обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы учреждение указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права: при вынесении обжалуемых судебных актов судами не учтены положения статей 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность только при недостаточности у последнего находящихся в его распоряжении денежных средств; правоотношения по поставке электрической энергии в производственные помещения сложились между компанией и учреждением, оплата ресурса осуществлялась за счет доходов от внебюджетной деятельности, а не бюджетного финансирования, в связи с чем ФСИН не несет ответственность за несвоевременное исполнение обязательств, является ненадлежащим ответчиком.
В свою очередь, ФСИН в обоснование кассационной жалобы указывает, что соответчик несет ответственность по спорным обязательствам учреждения только в случае, если отсутствует реальная возможность взыскания задолженности с основного должника; в соответствии с уставом учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность и использовать поступившие в результате осуществления такой деятельности денежные средства в пределах лимитов бюджетных обязательств как средства соответствующего бюджета, в том числе на погашение задолженности за поставленную электрическую энергию, в связи с чем в отсутствие доказательств недостаточности у ответчика денежных средств привлечение к субсидиарной ответственности противоречит статье 123.22 ГК РФ.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей компании и ФСИН в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
В приобщенном судом округа к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ отзыве компания возражает против доводов кассационных жалоб, указывая на их необоснованность, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
Проверив согласно статьям 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в пределах заявленных в кассационных жалобах и отзыве на них доводов, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что между компанией (продавец) и учреждением (потребитель) заключен договор без даты N ТС01ЭЭ0100029854 (далее - договор) в редакции протокола урегулирования разногласий к договору, по условиям пункта 2.1 которого продавец обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю в точках поставки, определенных приложением N 1 к договору, а потребитель - принимать, оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные договором.
В приложении N 1 к договору стороны согласовали точку поставки электрической энергии - ТП-553, расположенную по адресу: город Тюмень, улица Ялуторовская, дом 46.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц; потребитель осуществляет оплату поставленной электрической энергии (мощности) до восемнадцатого числа месяца, следующего за расчетным (пункты 5.4, 5.5 договора).
Договор вступает в силу с момента заключения, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 и действует до 31.12.2022, а в части оплаты потребленной электрической энергии до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 7.1 договора).
Во исполнение обязательств по договору в феврале 2022 года компания поставила учреждению электрическую энергию в количестве 7 044 кВт*ч, выставила универсальный передаточный документ и счет на оплату от 31.01.2022.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленного ресурса, наличие непогашенной задолженности в размере 57 469,90 руб., в адрес учреждения компания направила претензию, неисполнение требований которой в добровольном порядке послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 309, 310, 330, 333, 399, 539, 544 ГК РФ, статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 9, 11, 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение N 1314), Постановлением N 497, разъяснениями, изложенными в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктах 5, 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", условиями договора и исходил из доказанности факта поставки на объект ответчика электрической энергии, просрочки ее оплаты, наличия оснований для взыскания с него, а при недостаточности денежных средств с соответчика задолженности и неустойки, период начисления которой ограничен 31.03.2022 в связи с введением моратория на начисление санкций.
Апелляционная коллегия, дополнительно руководствуясь статьями 123.22, 210, 296, 298 ГК РФ, статьей 158 БК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), отметив, что субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения возникает вне зависимости от оснований возникновения гражданско-правовых обязательств казенного учреждения перед кредиторами, согласилась с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.
Суд округа, рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, касающихся несогласия ответчиков с привлечением ФСИН к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), пришел к выводу, что спор по существу разрешен судами правильно.
Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 БК РФ).
В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив факт поставки ответчику в исковом периоде электрической энергии, согласованный сторонами срок оплаты ресурса, нарушение учреждением денежного обязательства, являющееся основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания законной неустойки, проверив произведенный истцом расчет санкции и признав его составленным арифметически верно с учетом положений, установленных Постановлением N 497, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у компании права на взыскание стоимости поставленного ресурса и пени за несвоевременную оплату с учреждения, с последующим начислением неустойки после прекращения действия моратория до момента фактического исполнения обязательств.
Принимая во внимание, что ФСИН в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для обеспечения функционирования уголовно-исполнительной системы, требования компании о взыскании с нее задолженности в субсидиарном порядке также удовлетворены.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Как верно указал апелляционный суд с учетом специфики регулирования прав и обязанностей электроснабжающей организации, условий и цели ее деятельности, обязанности последней заключить соответствующий публичный договор возможность получения ответчиком доходов не исключает обязанности собственника имущества казенного учреждения отвечать по его долгам при недостаточности у него денежных средств вне зависимости от оснований возникновения обязательств, поддерживает баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов.
Суждения ФСИН о нарушении порядка привлечения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Положения статьи 125 ГК РФ регламентируют участие публичных образований в гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публичного образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публичного образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публичного образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, в ситуации, когда имущество публичного образования закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо.
Финансовое обеспечение указанных субъектов осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ). Поэтому, являясь самостоятельными участниками гражданских правоотношений, данные казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, в том числе выступая в суде в качестве ответчиков (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункт 8 статьи 161 БК РФ).
При этом, поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения денежных обязательств, допускает возможность привлечения в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 399 ГК РФ), то в силу пункта 20 Постановления N 13, кредитор вправе одновременно (а равно последовательно) предъявить иск к основному должнику (казенному учреждению) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ФСИН в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета (подпункт 6 пункта 7 Положения N 1314), взыскание с соответчика задолженности и пени в субсидиарном порядке является верным. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
По смыслу пункта 1 статьи 399 ГК РФ не допускается предъявление требования к лицу, которое несет субсидиарную ответственность по обязательству, ранее, чем к основному должнику, поскольку по своей правовой природе такая ответственность носит дополнительный характер.
Вместе с тем, предъявление в настоящем деле иска одновременно к основному должнику и лицу, на котором лежит обязанность отвечать субсидиарно, является допустимым, поскольку взыскание с ФСИН должно производиться лишь в случае недостаточности лимита бюджетных средств у основного должника, что соответствует характеру субсидиарной ответственности.
Кроме того, одновременное предъявление иска к основному и субсидиарно отвечающему должнику соответствует принципу процессуальной экономии, избавляя истца от необходимости возбуждать самостоятельный арбитражный процесс, основанный на аналогичных обстоятельствах, что служит цели эффективного правосудия (статья 2 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении спора судами двух инстанций в полной мере соблюдены требования статьи 71 АПК РФ, устанавливающей стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения одному из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных им при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, верном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Поскольку учреждение и ФСИН освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, оснований для распределения судебных расходов в данной части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9574/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
Л.В. Туленкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ФСИН в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета (подпункт 6 пункта 7 Положения N 1314), взыскание с соответчика задолженности и пени в субсидиарном порядке является верным. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
По смыслу пункта 1 статьи 399 ГК РФ не допускается предъявление требования к лицу, которое несет субсидиарную ответственность по обязательству, ранее, чем к основному должнику, поскольку по своей правовой природе такая ответственность носит дополнительный характер.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении спора судами двух инстанций в полной мере соблюдены требования статьи 71 АПК РФ, устанавливающей стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения одному из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф04-697/23 по делу N А70-9574/2022