г. Тюмень |
|
4 апреля 2023 г. |
Дело N А70-13252/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" на решение от 15.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-13252/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" (628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Югорская, дом 9, офис 1, ОГРН 1138601000240, ИНН 8618001643) к Нижнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (625016, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 52, ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" (далее - общество, ООО "РТПК "Континент") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным отказа Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, административный орган) от 12.05.2022 N 14-14/4632 во внесении изменений в заключение от 13.05.2020 N 513-с в части установления ограничений на осуществление хозяйственной деятельности на Ванды-Яхском участке в июне.
Решением от 15.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит изменить указанные судебные акты, исключив ограничения на осуществление им хозяйственной деятельности.
По мнению подателя жалобы, действующим законодательством запрет на осуществление хозяйственной деятельности в период нереста рыб не установлен; в рассматриваемом случае отсутствовали основания для применения подпункта "е" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380); подпункты "ж" и "з" пункта 2 Положения N 380 допускают негативное воздействие на водные биологические ресурсы.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) управлением не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "РТПК "Континент" обратилось в административный орган с заявкой о предоставлении государственной услуги по согласованию осуществления деятельности в рамках материалов проектной документации "Карьер песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения".
Рассмотрев заявку и проектную документацию, управление выдало обществу заключение от 13.05.2020 N 513-с о согласовании осуществления деятельности, в котором было указано на необходимость исключения работ в водном объекте в период нереста, развития икры и личинок рыб в мае - июне, сентябре - октябре.
Полагая, что установленное в заключении от 13.05.2020 N 513-с ограничение на осуществление работ в июне является опечаткой, ООО "РТПК "Континент" обратилось в административный орган с просьбой исключить соответствующее ограничение.
Письмом от 12.05.2022 N 14-14/4632 управление отказало во внесении испрашиваемых изменений.
Не согласившись с данным отказом, ООО "РТПК "Континент" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии правовых оснований для исключения из заключения от 13.05.2020 N 513-с условий, ограничивающих деятельность общества в июне.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1); деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Под сохранением водных биоресурсов понимается их поддержание или восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча водных биоресурсов и их биологическое разнообразие посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 части 1 статьи 1 Закона N 166-ФЗ).
При этом пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 166-ФЗ в качестве одного из основных принципов, на которых основано правовое регулирование в области рыболовства, определен приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона N 166-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 были утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила N 384).
Согласно пункту 8 Правил N 384 и пункту 74 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 11.11.2020 N 597 (далее - Административный регламент), Росрыболовство (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения N 380.
В силу подпунктов "б" и "в" пункта 76 Административного регламента заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, должно содержать меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с проектной документацией, а также условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия).
Пунктом 2 Положения N 380 предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б"); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт "в"); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт "г"); установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений (подпункт "д"); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт "е"); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт "ж"); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт "з").
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 Положения N 380, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.
Западно-Сибирский рыбохозяйственный бассейн подразделяется на Обь-Иртышский и Енисейский рыбохозяйственные районы, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
В соответствии с пунктом 20.1 действовавших на дату выдачи заключения от 13.05.2020 N 513-с Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 N 402, запрещается добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов от начала распаления льда (начала появления заберегов) до 31 мая - в реках Обь и Иртыш с их притоками и пойменными системами, за исключением применения атарм для добычи (вылова) мелкочастиковых видов рыб на малых реках.
Аналогичный запрет установлен в пункте 20.1 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2020 N 646.
В соответствии с пунктами 2 названных Правил Обь-Иртышский рыбохозяйственный район включает в себя, в том числе реки Обь, Иртыш, Пур, Таз с их притоками, старицами, сорами и водохранилищами, а также водные объекты рыбохозяйственного значения на территориях Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского - Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай; реки Обь и Иртыш с их притоками относятся к миграционным путям к местам нереста и к местам нереста лососевых, сиговых и осетровых видов рыб.
В Справочнике в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.06.2015 N 247, указываются сроки нереста: стерляди, обитающей в реках бассейна Карского моря: апрель - июнь при оптимальной температуре воды 7-20 °C; судака - в апреле, мае (на севере - в июне) при оптимальной температуре 18 - 20 °C.
Согласно письму федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и оканографии" от 24.09.2018 N 6724 исходя из биологических особенностей биоресуросов ограничения по срокам нереста рыб в водоемах Обь-Иртышского бассейна установлены для Ханты-Мансийского автономного округа: частиковые виды рыб - июнь, сиговые - сентябрь-октябрь.
Принимая во внимание направленность указанного запрета на предотвращение причинения вреда водным биоресурсам и максимальное сохранение ценных видов рыб с учетом периода нереста, суды пришли к верному выводу о соответствии заключения N 513-с в оспариваемой части подпункту "е" пункта 2 Положения N 380 и отсутствии у управления оснований для внесения в него изменений.
Вопреки позиции подателя жалобы предусмотренная заключением N 513-с компенсация негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биологические ресурсы не исключает необходимости соблюдения запретов и ограничений, установленных подпунктом "е" пункта 2 Положения N 380.
С учетом изложенного судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленного ООО "РТПК "Континент" требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-13252/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Справочнике в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.06.2015 N 247, указываются сроки нереста: стерляди, обитающей в реках бассейна Карского моря: апрель - июнь при оптимальной температуре воды 7-20 °C; судака - в апреле, мае (на севере - в июне) при оптимальной температуре 18 - 20 °C.
...
Принимая во внимание направленность указанного запрета на предотвращение причинения вреда водным биоресурсам и максимальное сохранение ценных видов рыб с учетом периода нереста, суды пришли к верному выводу о соответствии заключения N 513-с в оспариваемой части подпункту "е" пункта 2 Положения N 380 и отсутствии у управления оснований для внесения в него изменений.
Вопреки позиции подателя жалобы предусмотренная заключением N 513-с компенсация негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биологические ресурсы не исключает необходимости соблюдения запретов и ограничений, установленных подпунктом "е" пункта 2 Положения N 380."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2023 г. N Ф04-952/23 по делу N А70-13252/2022