город Омск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А70-13252/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12936/2022) общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.09.2022 по делу N А70-13252/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" (ОГРН 1138601000240, ИНН 8618001643; 8618001643, адрес: 628002, город Ханты-Мансийск, городской округ Ханты-Мансийск, улица Югорская, дом 9, офис 1) к Нижнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674, адрес: 625016, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 52) о признании недействительным отказа от 12.05.2022 N 14-14/4632 в установлении ограничений на осуществление хозяйственной деятельности на Ванды-Яхском участке,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" - после перерыва Копабаев Е.Д. (по доверенности от 17.06.2022 сроком действия по 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" (далее - заявитель, общество, ООО "РТПК "Континент") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Нижнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - заинтересованное лицо, Управление, Нижнеобское ТУ Росрыболовство) о признании незаконным отказа Нижнеобского ТУ Росрыболовства от 12.05.2022 N 14-14/4632 в установлении ограничений ООО "РТПК "Континент" на осуществление хозяйственной деятельности на Ванды-Яхском участке в период июня.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.09.2022 по делу N А70-13252/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что, по его мнению, действующим законодательством не установлен запрет на осуществление хозяйственной деятельности в период нереста рыб, а в соответствии с установленными компенсационными мероприятиями по возмещению ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, весь ущерб, который общество может нанести водным биологическим ресурсам будет возмещен при выполнении соответствующих компенсационных мероприятий; обществом проведена оценка воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и по её результатам определены компенсационные мероприятия; проведенная проверка подтверждает невозможность предотвращения негативного воздействия на водные биологические ресурсы, объективная возможность предотвращения негативного воздействия отсутствует. Вместе с тем, податель апелляционной инстанции полагает, что у Нижнеобского ТУ Росрыболовства не имелось оснований для установления ограничений в деятельности общества, поскольку со стороны заявителя были выполнены все предусмотренные законодательством меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление не соглашается с доводами общества, просит оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по разработке Карьера песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения.
Заключением от 13.05.2020 N 513-с Управление согласовало осуществление обществом деятельности в рамках проектной документации "Карьер песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения".
Проектом предусматривается разработка карьера песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения грейферным способом с погрузкой на баржи на основании лицензии ХМН 01287 ОЭ от 30.09.2013 со сроком действия до 29.09.2038. Разработка карьера предусмотрена в 2020-2037 гг. Рекультивация и ликвидация месторождения - 2037-2038 гг.
Указано, что предусмотренные проектом меры не смогут полностью исключить воздействие (вред) на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Размер вреда, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания от осуществления планируемой деятельности, определен ООО "РТПК "Континет" в 2020 году согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 N 1166.
С целью уменьшения негативного воздействия на водные биоресурсы и среду и обитания при производстве работ, проектом предусмотрены природоохранные меры, включающие, в том числе проведение работ в водном объекте вне периода нерестовой миграции рыб, нереста, развития икры и личинок рыб.
Нижнеобским ТУ Росрыболовства указано, что влияние на водные биоресурсы и среду их обитания считается допустимым, а осуществление деятельности в рамках проектной документации "Карьер песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения" согласовывается Управлением, в том числе при условии исключения работ в водном объекте в период нереста, развития икры и личинок рыб (май - июнь, сентябрь - октябрь).
Полагая неправомерным установление в заключении N 513-с июня месяца в качестве периода нереста развития икры и личинок рыб, общество 25.04.2022 обратилось в адрес Управления с заявлением исх. N СК-01-08/17 об исправлении допущенных опечаток и (или ошибок) в заключении N 513-с в части исключения из заключения условия "исключения работ в водном объекте в период нереста, развития икры и личинок рыб в июне", указав, что подпункты "ж" и "з" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" (далее - Положение N 380) допускают негативное воздействие на водные биологические ресурсы, при этом лицо, осуществляющее такие работы, обязано компенсировать ущерб, причиненный водным биоресурсам.
Письмом Управления 12.05.2022 N 14-14/4632 обществу сообщено об отсутствии опечаток в заключении N 513-с, а также о соответствии заключения N 513-с требованиям законодательства, готовности Управления в установленном порядке рассмотреть вопрос об изменении сроков ограничения производства работ по указанной проектной документации в порядке, предусмотренном пунктом 26 "Методики определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния", утвержденной приказом Росрыболовства от 06.05.2020 N 238 (далее - Методика N 238).
Не согласившись с отказом, изложенным в письме Управления от 12.05.2022 N 14-14/4632, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.09.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ, Закон о животном мире) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ, Закон о рыболовстве) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципе учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона о рыболовстве).
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, по сохранению и восстановлению природной среды, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (часть 2 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 56 Закона о животном мире юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в 7 том числе упущенной выгоды. Аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 53 Закона о рыболовстве.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о рыболовстве утверждено Положение N 380, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б");
- выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт "е");
- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт "ж");
- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства (подпункт "з").
Согласно пункту 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства.
Как следует из материалов настоящего дела, общество на основании полученного согласования Управления осуществляет деятельность по разработке Карьера песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения.
Податель апелляционной жалобы полагает, что указанные выше положения подпунктов "ж" и "з" пункта 2 Положения N 380 допускают негативное воздействие на водные биологические ресурсы, поскольку лицо, осуществляющее такие работы, обязано компенсировать ущерб, причиненный водным биоресурсам, в силу чего ограничения, установленные Управлением, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества при ведении им предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, согласившегося с позицией Управления, а доводы подателя апелляционной жалобы отклоняет как необоснованные, на основании следующего.
Ограничительные сроки на ведение хозяйственной деятельности установлены Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза России от 30.10.2020 N 646.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, Управление ограничило обществу ведение работ в июне месяце.
Поименованными Правилами применительно к водным объектам рыбохозяйствешюго значения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлены сроки ограничения на реках Обь и Иртыш с их притоками (карьер общества расположен в русле реки Назым (правый приток р. Обь), что подтверждается заключением о согласовании деятельности от 13.05.2020 N 513-с (абзац 12 страницы 1 Заключения) - от начала распалении льда (начала появления заберегов) до 31 мая (абзац 10 пункта 20.1 Правил).
Процитированными выше по тексту настоящего постановления нормами Положения N 380 установлено, что планируемая деятельность ограничивается, в том числе исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций).
Руководствуясь поименованными нормами, в настоящем случае Управление согласовало обществу проведение работ в рамках проекта "Карьер песчано-гравийной смеси на Ванды-Яхском участке Назымского месторождения" при условии исключения работ в водном объекте в период нереста, развития икры и личинок рыб (май-июнь, сентябрь-октябрь).
Ограничения по срокам нереста рыб в водоемах Обь-Иртышского бассейна рекомендованы научной организацией - ФГБНУ "ВНИРО" (письмо от 24.09.2018 N 6724). Согласно письму ФГБНУ "ВНИРО" от 24.09.2018 N 6724 ограничения по срокам нереста рыб в водоемах Обь-Иртышского бассейна, исходя из биологических особенностей биоресурсов: Ханты-Мансийский автономный округ: частиковые виды рыб - июнь, сиговые - сентябрь-октябрь.
Таким образом, ограничения установленные Управлением в заключении N 513-с в части запрета на осуществление работ в водном объекте в период нереста, развития икры и личинок рыб в июне соответствует требованиям подпункта "е" пункта 2 Положения N 380.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, установленный Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна запрет на вылов рыбы в период до 31 мая указанных выше выводов не исключает, положениям подпункта "е" пункта 2 Положения N 380 не противоречит. Установленный запрет на осуществления деятельности в период нереста рыб направлен на предотвращение причинения вреда водным биологическим ресурсам.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что предусмотренная заключением N 513-с компенсация негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биологические ресурсы не исключает необходимости соблюдения запретов и ограничений в хозяйственной деятельности применительно к поименованным нормам Положения N 380.
Таким образом, решение о выдаче заключения принято Управлением в рамках исполнения функций по предоставлению государственных услуг, в реализацию Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также направлено на обеспечение сохранения водных биоресурсов (в том числе ценных видов), в реализацию федерального законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора и толкование действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-промышленная компания "Континент" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.09.2022 по делу N А70-13252/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13252/2022
Истец: Общество сограниченной ответственностью "РТПК "КОНТИНЕНТ"
Ответчик: НИЖНЕОБСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ