г. Тюмень |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А70-15577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЧ-Групп" на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-15577/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЧ-Групп" (660031, город Красноярск, улица 26 Бакинских Комиссаров, здание 1е, строение 260, офис 2-03, ИНН 5321140070, ОГРН 1105321002610) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: публичное акционерное общество "Транснефть" (123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 4, строение 2, ИНН 7706061801, ОГРН 1027700049486), акционерное общество "Транснефть - Сибирь" (625027, город Тюмень, улица Республики, дом 139, ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220).
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Логинова Н.В. по доверенности от 09.01.2023;
от акционерного общества "Транснефть - Сибирь" - Мусинов А.А. по доверенности от 01.12.2022;
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ВЧ-Групп" - Яковченко К.В. по доверенности от 12.02.2023;
от публичного акционерного общества "Транснефть" - Курилов С.А. по доверенности от 25.11.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЧ-Групп" (далее - общество, ООО "ВЧ-Групп") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным заключения от 25.04.2022 N РНП/223-12/2022 и обязании исключить информацию об обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Транснефть" (далее - ПАО "Транснефть") и акционерное общество "Транснефть - Сибирь" (далее - АО "Транснефть - Сибирь").
Решением от 26.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что общество не имело намерений уклониться от заключения и исполнения договора; его подписание оказалось невозможным в силу непредвиденных обстоятельств; ООО "ВЧ-Групп" заключило договор субподряда, дублирующий предмет контракта, субподрядчик заказал поставку требуемого материала - щебня на весь объем работ; размещение проекта договора для его подписания на электронной площадке только на 10-й день свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ПАО "Транснефть"; сведения об обществе были несвоевременно включены в реестр недобросовестных поставщиков; общество обратилось в правоохранительные органы с заявлением о преступлении, совершенном его представителем Бакшеевой Н.В.
В отзывах на кассационную жалобу управление, ПАО "Транснефть" и АО "Транснефть - Сибирь" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 23.12.2021 ПАО "Транснефть" в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту вдольтрассового проезда Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов, и конкурсная документация.
Согласно протоколу от 04.03.2022 победителем было признано ООО "ВЧ-Групп", предложившее наименьшую цену, снижение которой не требовало антидемпингового контроля (менее 25%). 05.03.2022 в 12:19 указанный протокол размещен в ЕИС.
Сроки и порядок подписания договора установлены Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" (в редакции с изменениями, утвержденными решениями совета директоров ПАО "Транснефть" от 25.06.2019 протокол N 11, от 23.12.2019 протокол N 21, от 24.04.2020 протокол N 9, от 31.03.2021 протокол N 2, от 25.06.2021 протокол N 7, от 26.01.2022 протокол N 1, от 28.02.2022 протокол N 3, от 16.03.2022 протокол N 4, далее - Положение).
Разделом 12 Положения установлено, что после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.
Согласно пункту 28 извещения о закупке заказчик подписывает с победителем закупки договор не ранее 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола, составленного по результатам закупки. При этом уведомление о выборе его победителем направляется посредством функционала электронной площадки. Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика. Победитель закупки обязан подписать договор в сроки, установленные Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть".
В силу пункта 12.2 Положения победитель закупки обязан подписать договор в течение 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.
Проект договора для его подписания размещен на электронной площадке на десятый день - 15.03.2022.
Поскольку ООО "ВЧ-Групп" в срок до 19.03.2022 договор не был подписан, АО "Транснефть - Сибирь" признало его уклонившимся от заключения договора (протокол от 24.03.2022 N 0001-207-К-Y03-01527-2022) и направило в управление обращение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам проверки поступившей информации управлением вынесено заключение от 25.04.2022 N РНП/223-12/2022, которым факт уклонения общества от заключения договора признан подтвердившимся. Информация об обществе включена Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) в реестр недобросовестных поставщиков 02.06.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ВЧ-Групп" в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для признания общества уклонившимся от заключения договора и включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ, пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется ФАС России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 8, 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, пунктами 1, 2.1, 2.2, 2.4 приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определено, что комиссия антимонопольного органа осуществляет проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления и дает заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия руководителем ФАС России соответствующего решения.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании пункта 12.5 Положения, если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный пунктами 12.1-12.4 настоящего Положения о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по состоянию на 18.03.2022 23:59 размещенный в ЕИС проект договора обществом не был подписан; в последний день подписания договора общество за личной подписью генерального директора Сташкевича А.В. направило в адрес организатора закупки (ПАО "Транснефть") письмо (исх. N 438 вх. N 32322) о невозможности заключения договора по причине введения ограничений со стороны недружественных стран; предоставленная ООО "ВЧ-Групп" медицинская справка о нахождении Сташкевича А.В. на стационарном лечении в медицинском учреждении является недостоверной; иных документов, обосновывающих объективную невозможность подписания договора в период с 15.03.2022 по 18.03.2022, в материалы дела не предоставлено.
Судами также принято во внимание, что позиция общества относительно причин не подписания договора в установленный срок постоянно менялась.
При этом доводы общества о злоупотреблении правом организатором закупки путем размещения проекта договора для подписания на электронной площадке только на десятый день с момента подведения итогов закупки и недостаточности срока для подписания договора, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены со ссылкой на часть 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ и пункт 12.7 Положения.
Возможно виновные действия работника Рыбакова Р.А., уполномоченного на заключение договора по результатам закупок, находятся в сфере контроля и ответственности общества, в связи с чем не относятся к непреодолимым и чрезвычайным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для включения ООО "ВЧ-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вопреки позиции подателя жалобы факт заключения договора субподряда, соотносящегося с предметом договора, не подтверждает объективных причин неподписания договора в установленный срок.
Несвоевременное включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения спора судом первой инстанции не наступил (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 310-КГ16-556, от 12.08.2016 N 310-КГ16-5426).
Если заказчиком и антимонопольным органом нарушены сроки подачи заявления или включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, срок для исключения информации об исполнителе из реестра исчисляется с момента, в который антимонопольный орган должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО "ВЧ-Групп" требований.
В целом доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15577/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
...
Судами также принято во внимание, что позиция общества относительно причин не подписания договора в установленный срок постоянно менялась.
При этом доводы общества о злоупотреблении правом организатором закупки путем размещения проекта договора для подписания на электронной площадке только на десятый день с момента подведения итогов закупки и недостаточности срока для подписания договора, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены со ссылкой на часть 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ и пункт 12.7 Положения.
...
Несвоевременное включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения спора судом первой инстанции не наступил (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 310-КГ16-556, от 12.08.2016 N 310-КГ16-5426)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф04-1184/23 по делу N А70-15577/2022