г. Тюмень |
|
5 апреля 2023 г. |
Дело N А67-6819/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области на решение от 04.10.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Токарев Е.А.) и постановление от 16.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А67-6819/2022 по исковому заявлению муниципального образования городской округ Стрежевой в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой (636780, Томская область, г. Стрежевой, ул. Ермакова, 46А, ИНН 7022005647, ОГРН 1027001619501) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, Томская область, г. Томск, пр-т Ленина, д. 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании 1 290 000 руб.
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (634034, Томская область, г. Томск, пр-т Ленина, 27, ИНН 7021016928 ОГРН 1027000908010).
Суд установил:
муниципальное образование городской округ Стрежевой Томской области в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой (далее - администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - департамент, ответчик) о взыскании 1 290 000 руб. убытков, связанных с реализацией гарантий по социальной защите инвалидов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (далее - управление).
Решением от 04.10.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 16.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя кассационной жалобы, действующее законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005; обеспечение жильем нуждающихся граждан относится к полномочиям муниципального образования и не связано с обязательствами субъекта Российской Федерации компенсировать указанные расходы; бюджету муниципального образования городского округа Стрежевой из бюджета Томской области были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые могли быть использованы в качестве источника финансирования спорных расходов.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.01.2020 Кривич И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, составом семьи 1 человек (выписка из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Стрежевой от 15.01.2020).
На основании постановления Администрации городского округа Стрежевой от 09.04.2020 N 255ж "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма" муниципальное образование городской округ Стрежевой передало Кривич И.А. по договору социального найма от 10.04.2020 N 4/20 жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования городского округа Стрежевой, общей площадью 32,2 кв. м (в том числе жилой площадью 16,5 кв.м), расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, улица Кедровая, дом 77 (далее - жилое помещение).
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 10.07.2020 N 508ж муниципальное образование городской округ Стрежевой по договору от 15.07.2020 N 20-п/20 передало жилое помещение в собственность Кривич И.А.
Согласно отчету N 104 об оценке квартиры рыночная стоимость жилого помещения составила 1 290 000,00 руб.
Претензией от 28.04.2022 N 01-18-1740 администрация предложила департаменту рассмотреть вопрос о выделении денежных средств в размере 1 290 000 руб. для компенсации расходов муниципального образования городской округ Стрежевой, понесенных в связи с предоставлением жилого помещения Кривич И.А.
Поскольку департаментом указанные убытки не были возмещены, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у администрации права на возмещение спорных расходов, поскольку публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Томская область, от имени которого в рассматриваемых правоотношениях выступает департамент, при этом факт несения и размер убытков подтверждены.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Из системного толкования приведенных норм права и разъяснений к ним следует, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов администрации в целях реализации данных полномочий.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или при реализации ими отдельных государственных полномочий.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету.
Рыночная стоимость жилого помещения департаментом не оспаривается
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Томской области денежных средств для предоставления администрацией жилого помещения инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, не представлено.
Поскольку в рассматриваемом случае указанная обязанность не исполнена, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, взыскав убытки с казны Томской области.
Доводы ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судом округа.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 16.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6819/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Томской области денежных средств для предоставления администрацией жилого помещения инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, не представлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф04-1079/23 по делу N А67-6819/2022