г. Тюмень |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А45-19101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Устюгова Данилы Игоревича на решение от 25.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление от 26.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-19101/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Устюгова Данилы Игоревича (ОГРНИП 321547600025038, ИНН 540539020655) к Мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806), Департамент строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1075406048112, ИНН 5406418091), Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1075406048080, ИНН 5406418101).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Устюгов Данила Игоревич (далее - предприниматель, ИП Устюгов Д.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 23.05.2022 N 19/03.1-04/01176 об отказе в согласовании проведения универсальной ярмарки с 16.06.2022 по 16.06.2023 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Толстого в районе дома N 71 по улице Ленинградская, 71, обязании восстановить нарушенные права путем повторного рассмотрения заявления предпринимателя, присуждении денежной суммы в размере 500 000 рублей в случае ненадлежащего исполнения судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска (далее - департамент земельных отношений), Департамент строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска (далее - департамент строительства), Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (далее - департамент инвестиций).
Решением от 25.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о законности оспариваемого отказа основан на недопустимых доказательствах; на испрашиваемой предпринимателем территории отсутствуют действующие парковки автотранспорта и уширения проезжей части; суды неправомерно изменили основания для отказа в согласовании ярмарки.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в мэрию для получения согласования в проведении универсальной ярмарки с 16.06.2022 по 16.06.2023 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ленинградская, 71.
Решением от 23.05.2022 N 19/03.1-04/01176 мэрия отказала в согласовании ярмарки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Устюгова Д.И. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренной статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2011 N 303-п утвержден Порядок организации ярмарок на территории Новосибирской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее - Порядок N 303-п).
Названный региональный нормативный правовой акт обязывает органы местного самоуправления утвердить перечень мест проведения ярмарок; определить организатора ярмарки, тип ярмарки, дату (период), место ее проведения и режим работы, порядок организации ярмарки и предоставления торговых мест на ярмарке, а также разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также содержит положение о согласовании проведения ярмарки с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки, если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; закрепляет правило о предоставлении торговых мест на ярмарке на основании письменных заявок на участие в ярмарке, подаваемых организатору ярмарки (пункты 6, 23, 25, 41, 48 Порядка N 303-п).
Ярмарки организуются на земельных участках, в зданиях, сооружениях, а также их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащих на праве собственности (пользования, владения) гражданам или юридическим лицам (пункт 4 Порядка N 303-п).
Место проведения ярмарки должно отвечать следующим требованиям: 1) соответствовать законодательству в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды; 2) соответствовать требованиям к антитеррористической защищенности, общественной и пожарной безопасности; 3) иметь транспортную доступность; 4) не создавать помех для прохода пешеходов и движения транспорта; 5) быть приспособленным для осуществления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием сборно-разборных конструкций и (или) передвижных средств развозной и разносной торговли (автолавки, автоприцепы, автофургоны, автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины); 6) соответствовать условиям для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к торговым объектам в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 5 Порядка N 303-п).
В случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проведение ярмарки согласовывается с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки (пункт 25 Порядка N 303-п).
В пунктах 26-29, 31, 32 Порядка N 303-п установлены форма заявления о согласовании проведения ярмарки, сроки направления этого заявления и орган местного самоуправления, в который оно направляется; перечень документов, прилагаемых к данному заявлению; срок рассмотрения указанного заявления и результаты его рассмотрения; основания для отказа в согласовании проведения ярмарки; срок уведомления о принятом решении, лиц, подлежащих уведомлению о принятом решении и способы уведомления о принятом решении.
Согласно подпунктам 5, 7 пункта 31 Порядка N 303-п основаниями для отказа в согласовании ярмарки являются несоответствие места проведения ярмарки требованиям, установленным в пункте 5 настоящего Порядка; получение отказа в предоставлении согласия собственника (пользователя, владельца) земельных участков, зданий, сооружений, а также их частей, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской области и государственная собственность, на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, уполномоченный в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на проведение ярмарки.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 24.12.2019 N 4715 утвержден Порядок дачи согласия мэрии города Новосибирска на проведение ярмарок на земельных участках, в зданиях, сооружениях или их частях, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (приложение) (далее - Порядок N 4715).
Согласие на проведение ярмарки дается от имени мэрии города Новосибирска департаментом земельных отношений мэрии города Новосибирска и не подменяет собой согласование проведения ярмарки в соответствии с пунктами 25-32 Порядка N 303-п (пункт 1.3 Порядка N 4715).
В силу пункта 3.18 Положения о департаменте инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, утвержденного решением Совета Депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 707 (в редакции от 21.04.2021), одной из функций департамента является обеспечение рассмотрения заявлений о согласовании проведения ярмарок на территории города Новосибирска, подготовка проектов правовых актов мэрии города Новосибирска о согласовании проведения ярмарок, организация и проведение ярмарок в соответствии с законодательством.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что 13.05.2022 ИП Устюгов Д.И. обратился в департамент инвестиций с заявлением о согласовании проведения универсальной ярмарки по адресу: город Новосибирск, улица Ленинградская, 71, в период с 16.06.2022 по 16.06.2023 с 09-00 до 18-00 ежедневно; 18.05.2022 во исполнение пункта 29 Порядка N 303-п департамент инвестиций направил запрос в департамент земельных отношений о возможности дачи согласия на проведение универсальной ярмарки в соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 4715; 20.05.2022 департамент земельных отношений по результатам рассмотрения запроса на предмет возможности использования спорного земельного участка для проведения ярмарки исходя из фактического использования, правового режима, положений градостроительной документации, наличия прав третьих лиц, ограничений или обременении на них, направил в департамент инвестиций отказ в даче согласия на проведение универсальной ярмарки в связи с несоответствием места размещения ярмарки требованиям нормативных актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска (место универсальной ярмарки планируется на действующей парковке автотранспорта); 23.05.2022 по результатам рассмотрения заявления департамент инвестиций вручил ИП Устюгову Д.И. уведомление от 13.05.2022 об отказе в согласовании ярмарки.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что департамент инвестиций правомерно отказал в согласовании заявления о проведении ярмарки поскольку департамент земельных отношений как собственник отказал в даче согласия на проведение универсальной ярмарки в связи с несоответствием места размещения ярмарки требованиям действующего законодательства.
При этом суды указали, что размещение ярмарки в месте уширения проезжей части создает помехи для движения транспорта, создает общественную опасность, что в силу пункта 5 Порядка N 303-п недопустимо; место проведения универсальной ярмарки не входит в перечень мест проведения ярмарок, утверждаемый органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, уполномоченными в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, применительно к территории соответствующего муниципального образования.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, предпринимателем не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о законности оспариваемого решения от 23.05.2022 N 19/03.1-04/01176 и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных ИП Устюговым Д.И. требований.
Вопреки позиции подателя жалобы отсутствие в мотивировочной части судебного акта отдельного описания каждого имеющегося в деле доказательства не свидетельствует о том, что какое-либо из них не было предметом исследования и оценки.
Иное толкование предпринимателем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19101/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Устюгова Данилы Игоревича на решение от 25.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление от 26.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-19101/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Устюгова Данилы Игоревича (ОГРНИП 321547600025038, ИНН 540539020655) к Мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
...
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2023 г. N Ф04-1293/23 по делу N А45-19101/2022