г. Тюмень |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А75-10838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 14.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 02.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-10838/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Школа НС" (628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Чехова, дом 14/5, офис 201, ОГРН 1198617011152, ИНН 8602294024) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрации Сургутского района (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 10, ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Колесников С.А.) в заседании участвовала представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Воронцова И.А. по доверенности 15.04.2022.
Посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании в онлайн-режиме участвовала представитель Администрации Сургутского района - Леоненко Е.В. по доверенности от 29.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Школа НС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.05.2022 N АМ/3951/2022, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Сургутского района (далее - администрация).
Решением 14.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое решение признано недействительным, на управление возложена обязанность согласовать изменение условий концессионного соглашения от 28.12.2018 N 1043.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя жалобы, судебные акты по делу N А75-13482/2021 (по состоянию на 20.05.2022) не содержали выводов о неверной оценке антимонопольным органом представленных на рассмотрение документов, а лишь указывали на отсутствие обоснования причин, по которым не принято во внимание заключение Союза "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 23.03.2021 N 407/4, а также на игнорирование управлением его права истребовать документы у общества либо у третьих лиц в подтверждение наличия или отсутствия оснований для внесения изменений в условия концессионного соглашения; повторно рассмотрев заявление ООО "Школа НС" о согласовании изменений концессионного соглашения, управление обоснованно отказало в продлении срока концессионного соглашения; судами неправильно применены положения пунктов 2, 10, 11, 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 (далее - Правила N 368).
Администрация и общество отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, между администрацией и обществом заключено концессионное соглашение от 28.12.2018 N 1043 о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования "Средняя общеобразовательная школа, пгт. Нижнесортымский (Общеобразовательная организация с безбарьерной средой)" (срок создания школы - не более 33 месяцев с даты заключения соглашения).
Ссылаясь на возникновение обстоятельств непреодолимой силы, выразившихся в наступлении эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), общество 20.05.2021 обратилось в антимонопольный орган с заявлением о согласовании изменений в концессионное соглашение в части увеличения срока его действия на 8 месяцев, приложив заключение Союза "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 23.03.2021 N 407/4.
Решением управления от 18.06.2021 N 05/4831/21 в согласовании изменения срока действия названного соглашения отказано.
Решением от 19.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-13482/2021 решение от 18.06.2021 N 05/4831/21 признано недействительным, в связи с чем ООО "Школа НС" письмом от 07.04.2022 N 020-22 обратилось в антимонопольный орган о повторном рассмотрении и согласовании переноса сроков по концессионному соглашению от 28.12.2018 N 1043 по ранее поданному заявлению от 20.05.2021 N 026-21.
Запросами от 13.04.2022 N АМ/2946/22, от 11.05.2022 N АМ/3628/22 антимонопольный орган потребовал от ООО "Школа НС" ранее представленные и новые документы и сведения об обстоятельствах реализации концессионного соглашения от 28.12.2018 N 1043.
Решением управления от 20.05.2022 N АМ/3951/22 обществу вновь отказано в согласовании изменений условий концессионного соглашения от 28.12.2018 N 1043.
Не согласившись с данным решением, ООО "Школа НС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводам о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем признали его недействительным.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя такие существенные условия, как обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1); срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (пункт 4.1).
В части 3 статьи 13 Закона N 115-ФЗ определено, что концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 3.8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений определен в Правилах N 368.
Согласно пункту 2 Правил N 368 согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется, в том числе в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы; вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 368 для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) представляет в антимонопольный орган, в том числе: заявление (подпункт "а"); текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером (подпункт "б"); обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов (подпункт "в").
Заявление и документы, поступившие в антимонопольный орган, рассматриваются в срок не более 30 дней со дня регистрации. В случае, предусмотренном пунктом 11 Правил, срок их рассмотрения может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения заявления антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя (пункт 10 Правил N 368).
При этом в силу пункта 11 Правил N 368 в целях рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольным органом могут направляться запросы, привлекаться эксперты, а также проводиться анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке услуг.
Согласно пункту 12 Правил N 368 по результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает решение о согласовании изменений условий концессионного соглашения или об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.
При этом перечень оснований для отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения поименован в пункте 14 Правил N 368 и является закрытым.
Повторно отказывая обществу в согласовании изменений условий концессионного соглашения, антимонопольный орган указал на то, что обществом не подтверждено наличие поименованных в пункте 2 Правил N 368 оснований для внесения изменений в условия концессионного соглашения.
Вместе с тем в рамках дела N А75-13482/2021 суды установили, что представленным обществом пакетом документов подтверждается факт наличия обстоятельств непреодолимой силы (принятые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции запретительные и ограничительные меры привели к вынужденной приостановке деятельности концессионера в период с 04.04.2020 по 30.04.2020; имелась необходимость во внесении существенных изменений в организацию строительства, связанных с реализацией на строительной площадке обязательных мер и противоэпидемических требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции; были увеличены сроки поставок оборудования и материалов, предусмотренных проектной документацией; возникла нехватка персонала на строительной площадке). В этой связи судом апелляционной инстанции на антимонопольный орган возложена обязанность согласовать изменения условий концессионного соглашения от 28.12.2018 N 1043.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное ООО "Школа НС" требование.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 02.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10838/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление и документы, поступившие в антимонопольный орган, рассматриваются в срок не более 30 дней со дня регистрации. В случае, предусмотренном пунктом 11 Правил, срок их рассмотрения может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения заявления антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя (пункт 10 Правил N 368).
При этом в силу пункта 11 Правил N 368 в целях рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольным органом могут направляться запросы, привлекаться эксперты, а также проводиться анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке услуг.
Согласно пункту 12 Правил N 368 по результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает решение о согласовании изменений условий концессионного соглашения или об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.
При этом перечень оснований для отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения поименован в пункте 14 Правил N 368 и является закрытым.
Повторно отказывая обществу в согласовании изменений условий концессионного соглашения, антимонопольный орган указал на то, что обществом не подтверждено наличие поименованных в пункте 2 Правил N 368 оснований для внесения изменений в условия концессионного соглашения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф04-1451/23 по делу N А75-10838/2022