г. Тюмень |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А45-22388/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Севастьяновой М.А. рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 (судья Подцепилова М.Ю.) по делу N А45-22388/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" (664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, дом 94, ОГРН 1163850101513, ИНН 3849061802) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (107174, Московская область, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (630004, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Вокзальная магистраль, дом 14, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транссиб" (далее - ООО "Транссиб") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 16 356 руб. 60 коп. пени за просрочку доставки груза по СМГС-накладной N 32565475 на основании статьи 45 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС).
Исковые требования ООО "Транссиб" мотивированы тем, что в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "РЖД", являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки грузов, в связи с чем последнему начислена неустойка.
ОАО "РЖД" в отзыве на исковое заявление не отрицало факт просрочки доставки груза, заявило ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); просило оставить исковое заявление без рассмотрения, ссылаясь на несоблюдение претензионного порядка в части срока предъявления претензии, на не направление ответчику оригиналов документов, подтверждающих заявленные требования.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022, исковые требования удовлетворены. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "Транссиб" взыскано 16 356 руб. 60 коп. неустойки за просрочку доставки грузов по СМГС-накладной N 32565475, 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении искового заявления без рассмотрения.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: в нарушение положений статьи 40 СМГС, предусматривающей обязанность претендателя в случае превышения срока доставки груза приложить к претензии оригинал накладной (лист 1) и лист уведомления о прибытии груза (лист 6), претензия ООО "Транссиб" является ненадлежащей, поскольку к ней приложены копии, а не оригиналы указанных документов, в связи с чем у ОАО "РЖД" не возникло обязанности рассмотреть претензию, а у истца не возникло права на обращение в арбитражный суд с иском по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора; довод истца о наличии у перевозчика экземпляра накладной и также возможности выгрузки накладной из системы электронной транспортной накладной (далее - ЭТРАН) противоречит положениям пункта 7 раздела 2 СМГС, поскольку ОАО "РЖД", как перевозчик, не располагает оригиналами перевозочных документов.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Транссиб" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "РЖД" в качестве перевозчика осуществляло доставку груза (лесоматериалы из тополя и осины) от ООО "Транссиб" (отправитель) до Суйфэньхэйской Торгово-экономической компании "Шунь Цзя" (получатель) по СМГС-накладной N 32565475 от станции Игирма Российской железной дороги (далее - Игирма РЖД) до станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги (далее - Суйфэньхэ КЖД).
Как указано в графе N 26 СМГС-накладной N 32565475, договор перевозки заключен 17.05.2022.
Ссылаясь на то, что ОАО "РЖД", осуществляя доставку груза по СГМС-накладной N 32565475 допустило нарушение срока доставки вагона, ООО "ТрансСиб" на основании статьи 45 СМГС начисли пени в размере 16 356 руб. 60 коп. и направило в адрес ОАО "РЖД" претензию от 08.07.2022 N 77 об уплате пени.
Оставление требований претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "ТрансСиб" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 330, 333, 792, 793, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), СМГС, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30), постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и исходили из установленного факта нарушения ОАО "РЖД" срока исполнения обязательства по доставке груза по СМГС-накладной N 32565475 и отсутствия оснований для оставления иска без рассмотрения.
Отказывая в снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, судами первой и апелляционной инстанций приняты во внимание отсутствие доказательств, явной несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения перевозчиком своего обязательства, характер неустойки как санкции, имеющей стимулирующую и предупредительную функцию в целях дальнейшего недопущения подобных нарушений.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
Согласно статье 792 ГК РФ, статье 18 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Поскольку перевозка осуществлялась по железным дорогам Китайской Народной Республики и Российской Федерации, то есть в прямом международном сообщении между железными дорогами КНР и России, подлежат применению правила СМГС.
Согласно параграфу 1 статьи 14 СМГС по договорам перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю.
Заключение договора перевозки подтверждается накладной (параграф 3 статьи 14 СМГС).
В соответствии с параграфом 5 статьи 14 СМГС каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства. В данном случае о заключении между сторонами договора перевозки свидетельствует составленная железнодорожная накладная N 32565475.
Параграфом 1 статьи 24 СМГС предусмотрено что, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в настоящей статье.
Так, на основании параграфа 2 статьи 24 СМГС срок доставки груза определяется исходя из следующих норм: для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км;
для остальных отправок - 1 сутки на каждые начатые 200 км.
Срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза (параграф 3 статьи 24 СМГС).
Согласно параграфу 5 статьи 24 СМГС течение срока доставки груза начинается с 0:00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
В силу статьи 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из параграфов 1, 2 статьи 45 СМГС следует, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки. Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:
6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Исходя из положений параграфов 3, 5 статьи 24, параграфов 1, 2 статьи 45 СМГС срок доставки порожнего вагона по СМГС-накладной N 32565475 исчисляется с 18.05.2022 и составляет: 1 сутки - на отправление груза со станции Игирма; 21 сутки - перевозка груза от станции Игирма до станции Гродеково (4 026 км / 200 км = 21 полных суток); 1 сутки - перевозка груза от станции Суйфэньхэ цзин до станции Суньфэньхэ (6 км / 200 км = 1 полные сутки), исходя из расчета 1 сутки на каждые начатые 200 км, учитывая, что груз должен быть доставлен в течение 23 суток, то есть до 09.06.2022 включительно, однако фактически прибыл на станцию Суньфэньхэ - 15.06.2022, что подтверждается представленным ООО "Трассиб" скриншотом из АС ЭТРАН, принимая во внимание, что нарушение срока доставки груза и расчет пени ответчиком не оспаривался, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Отклоняя довод заявителя жалобы о несоблюдении обязательного претензионного порядка ввиду нарушения положений статьи 40 СМГС в части непредставления оригинала накладной (лист 1) и уведомления о прибытии груза (лист 6), суды обеих инстанций обоснованно указали, что ОАО "РЖД", являясь стороной договора перевозки порожнего вагона, имеет оригинал накладной с необходимыми приложениями.
Согласно пункту 44 Постановления N 30 при наличии спора между заявителем претензии и перевозчиком о необходимости предъявления оригиналов документов арбитражным судам следует исходить из того, что перевозчик должен обосновать необходимость получения им от заявителя претензии таких документов.
Учитывая, что обоснования невозможности рассмотрения требования истца, изложенного в претензии, ответчиком не приведено, при этом сведения, содержащиеся в представленных копиях документов, представление которых регламентировано СМГС, ОАО "РЖД" не опровергает и не оспаривает, суды пришли к обоснованному заключению о том, что в рассматриваемом случае отказ в удовлетворении претензии истца носит формальный характер.
По существу, приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию заявителя, являлись предметом оценки судов обеих инстанций, которым дана подробная мотивированная оценка.
Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
К установленным по делу обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемого постановления, судом кассационной инстанции не установлено и на наличие таковых заявитель не ссылается.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы судебные расходы, понесенные ОАО "РЖД" по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А45-22388/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений параграфов 3, 5 статьи 24, параграфов 1, 2 статьи 45 СМГС срок доставки порожнего вагона по СМГС-накладной N 32565475 исчисляется с 18.05.2022 и составляет: 1 сутки - на отправление груза со станции Игирма; 21 сутки - перевозка груза от станции Игирма до станции Гродеково (4 026 км / 200 км = 21 полных суток); 1 сутки - перевозка груза от станции Суйфэньхэ цзин до станции Суньфэньхэ (6 км / 200 км = 1 полные сутки), исходя из расчета 1 сутки на каждые начатые 200 км, учитывая, что груз должен быть доставлен в течение 23 суток, то есть до 09.06.2022 включительно, однако фактически прибыл на станцию Суньфэньхэ - 15.06.2022, что подтверждается представленным ООО "Трассиб" скриншотом из АС ЭТРАН, принимая во внимание, что нарушение срока доставки груза и расчет пени ответчиком не оспаривался, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Отклоняя довод заявителя жалобы о несоблюдении обязательного претензионного порядка ввиду нарушения положений статьи 40 СМГС в части непредставления оригинала накладной (лист 1) и уведомления о прибытии груза (лист 6), суды обеих инстанций обоснованно указали, что ОАО "РЖД", являясь стороной договора перевозки порожнего вагона, имеет оригинал накладной с необходимыми приложениями.
Согласно пункту 44 Постановления N 30 при наличии спора между заявителем претензии и перевозчиком о необходимости предъявления оригиналов документов арбитражным судам следует исходить из того, что перевозчик должен обосновать необходимость получения им от заявителя претензии таких документов.
Учитывая, что обоснования невозможности рассмотрения требования истца, изложенного в претензии, ответчиком не приведено, при этом сведения, содержащиеся в представленных копиях документов, представление которых регламентировано СМГС, ОАО "РЖД" не опровергает и не оспаривает, суды пришли к обоснованному заключению о том, что в рассматриваемом случае отказ в удовлетворении претензии истца носит формальный характер."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф04-676/23 по делу N А45-22388/2022