г. Тюмень |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А70-23067/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал" на определение об оставлении заявления без рассмотрения от 24.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 20.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н.) по делу N А70-23067/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ОГРН 1027200795225, ИНН 7204054310; 625028, г. Тюмень, ул. Моторостроителей, 9/2а) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779, 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15) о признании недействительным решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15), Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (ОГРН 1047200667051, ИНН 7204087130, 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Универсал" Тушин А.С. по доверенности от 08.06.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2022 N 261 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - Инспекция N 3), Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области.
Определением от 24.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление Общества оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
Налоговые органы возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности Общества Инспекцией N 3 составлен акт и принято решение от 19.08.2022 N 13-3-39/23 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу начислены недоимка по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафные санкции на общую сумму 48 081 619,27 руб.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решением от 13.09.2022 N 95 налоговым органом приняты обеспечительные меры. Кроме того, Инспекцией вынесено решение от 13.09.2022 N 261 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Полагая, что решение Инспекции от 13.09.2022 N 261 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.
Определением от 24.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области заявление Общества оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Указанный вывод суда первой инстанции поддержан апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходит из норм материального и процессуального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" (далее - Постановление N 18), в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, принятых ими при реализации полномочий, установленных законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 138 НК РФ).
Исходя из смысла абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ, поскольку иное не установлено федеральным законом, по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется:
- по имущественным требованиям лиц об обязании налогового (таможенного) органа возвратить суммы излишне взысканных налогов (таможенных платежей), пеней и штрафов, выплатить проценты (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, статья 79 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);
- по делам об оспаривании решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (пункт 5 статьи 140 НК РФ);
- по имущественным требованиям лиц о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений налоговых (таможенных) органов о взыскании налогов (таможенных платежей), вынесенных в соответствии со статьей 46 и статьей 47 НК РФ, частью 1 статьи 75 и частью 15 статьи 80 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ;
- по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов (таможенных платежей), заявленным после отказа налоговых (таможенных) органов в возврате (зачете) спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика (статья 78 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Кассационная инстанция полагает, что суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и доводы сторон и, руководствуясь положениями статей 4, 148 АПК РФ, статей 137, 138 НК РФ, правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 47-48 Постановления N 18, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 67 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к верному выводу, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятое в целях реализации обеспечительных мер в порядке, предусмотренном статьей 76 и пунктом 10 статьи 101 НК РФ, может быть оспорено в арбитражном суде только как ненормативный акт налогового органа с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
С учетом изложенного суды правомерно отклонили доводы Общества о том, что оспариваемое им решение Инспекции от 13.09.2022 N 261 обжаловано как самостоятельное имущественное требование.
Учитывая, что Обществом в материалы дела не представлены доказательства обжалования решения Инспекции от 13.09.2022 N 261 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган, вывод суда первой инстанции о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора является правильным.
Следовательно, заявление Общества правомерно оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Общества по делу и основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального и процессуального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Кроме того, определением Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2023 по делу N А70-5796/2023 возбуждено производство по заявлению Общества о признании недействительным решения Инспекции от 13.09.2022 N 261 о приостановлении расходных операций по счетам.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 24.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-23067/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция полагает, что суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и доводы сторон и, руководствуясь положениями статей 4, 148 АПК РФ, статей 137, 138 НК РФ, правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 47-48 Постановления N 18, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 67 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к верному выводу, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятое в целях реализации обеспечительных мер в порядке, предусмотренном статьей 76 и пунктом 10 статьи 101 НК РФ, может быть оспорено в арбитражном суде только как ненормативный акт налогового органа с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2023 г. N Ф04-2205/23 по делу N А70-23067/2022