г. Тюмень |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А81-9381/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Горковский рыбозавод" на постановление от 12.01.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А81-9381/2022 по заявлению акционерного общества "Горковский рыбозавод" (629644, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Шурышкарский, село Горки, улица Первомайская, дом 1, ОГРН 1058900023820, ИНН 8907001868) к Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуре (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, 14 проезд, АЗ прокуратуры), Прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа (629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Б.Кнунянца, дом 5, ОГРН 1028900510979, ИНН 8901002488) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 73, ОГРН 1058900022059, ИНН 8901017237), Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (625016, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 52, ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674).
Суд установил:
акционерное общество "Горковский рыбозавод" (далее - АО "Горковский рыбозавод", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным представления Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры (далее - прокуратура) от 24.05.2022 N 07-49-2022 об устранении нарушений закона.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - прокуратура ЯНАО), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) и Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление).
постановлением от 12.01.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Горковский рыбозавод" просит отменить указанные судебные акты.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения пункта 15.1 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2020 N 646 (далее - Правила N 646); объемы добычи (вылова) водных биоресурсов распределяются по районам промысла, а не по рыболовным участкам; превышения выделенных объемов по району добычи обществом не допущено.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Горковский рыбозавод" осуществляет промышленное рыболовство на рыболовных участках в водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа.
По результатам проверочных мероприятий (решение от 04.03.2022) прокуратура пришла к выводу о превышении обществом в 2021 году объемов добычи (вылов) водных биоресурсов, установленных договорами и выданными разрешениями, в связи с чем выдала ему представление от 24.05.2022 N 07-49-2022 об устранении нарушений закона.
Не согласившись с данным представлением, АО "Горковский рыбозавод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокурора правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого представления, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного им требования.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статьи 19.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (далее - внутренние водные объекты), осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота, а также с использованием или без использования рыболовных участков (часть 1).
Промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2).
В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно частям 1 и 3 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ по договору пользования рыболовным участком одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. В договоре пользования рыболовным участком указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 33.4 Закона N 166-ФЗ договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По договору пользования водными биоресурсами одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов. В договоре пользования водными биоресурсами указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
В соответствии со статьей 11 Закона N 166-ФЗ право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) водных биоресурсов является разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 19 статьи 1 Закона N 166-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 35 Закона N 166-ФЗ в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства указываются: виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); сведения о районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыболовном участке, а также иные сведения, регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.
Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов; утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (статья 43.1 Закона N 166-ФЗ).
В силу пункта 8 Правил N 646 право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает на основании договоров и решений, установленных Законом N 166-ФЗ.
Пункт 15.1 Правил N 646 запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (допускается прилов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в соответствии с Правилами рыболовства), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; с превышением распределенных квот (предоставленных объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов по районам добычи (вылова), а также видам водных биоресурсов, и объемов разрешенного прилова.
Таким образом, действующее законодательство о рыболовстве обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдать объемы вылова водных биологических ресурсов, установленных в разрешениях.
Из материалов дела следует, что спорные правонарушения касаются промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается; 07.10.2019 между департаментом и АО "Горковский рыбозавод" были заключены договоры пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства: N 44-Ш в целях предоставления обществу права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке "сор Холат лор", сор Холат лор и прилегающих к нему небольшими сора по Горной Оби; N 38-Ш - на рыболовном участке "Мужевский (оз. Варчато)", в границах акватории р. Войкар с озерной системой, р. Войкар от верховья до устья р. Ванкты-Вис до устья сора Войкарский; N 24-Ш - на рыболовном участке "Панзи", в границах акватории р. Малая Обь, от 372 до 377 км, д. Панзи, о. Верхний Панзевский левый берег, Панзевский правый берег; N 35-Ш - на рыболовном участке "Азовский (Ишвары)", в границах акватории протоки Ас-хор-посл с прилегающей поймой на всем протяжении (протоки: Ас-хор-посл, Ун-иловат-посл, нум-ов-лейм-посл, Талгорт-могот-посл, Кежи-овдым-посл, Селет-ов-посл, Шаш-посл, сора: Уйби-лор, Ишварский, Лунт-лор, лунт-горт-ун-лор, мелкие сора).
11.12.2020 между департаментом и АО "Горковский рыбозавод" заключен договор пользования водными биологическими ресурсами N 00011, в соответствии с которым обществу представлено право на добычу (вылов) следующих водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в целях осуществления промышленного рыболовства в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на рыболовных участках: "Азовский (Азовы, Послово, Ильягорт)", "Азовский (Ишвары)", "Каневский", "Емынгпан", "Горковский", "Хиш-пан", "Ватья", "Нельмовый", "Питлярский", "Калдарка", "Уш-пан", "Верхний Казымский", "Лопхаринский Куноват (реки)", "Лопхаринский Куноват (озёра)", "Лопхаринский", "Пугор-пан", "Мужевский (оз. Ворчато)", "Шиянпугор", "Шурышкарский (Унсильгортские сора)", "Шурышкарский (Вандиязские сора)", "Вандиязы", "Панзи", "Фонарный", "Фонарный сор", "Рингим-оз-пан", "Шурышкарские сора", "сор Холат-лор", в следующих объемах: а) район промысла "Реки": лещ - 20 тонн, судак - 4,9 тонны, налим - 130 тонн, щука - 375 тонн, плотва - 180 тонн, язь - 375 тонн, окунь - 55 тонн, ёрш - 11 тонн, ряпушка - 10 тонн; б) район промысла "Озёра": щука - 5 тонн, плотва - 5 тонн, карась - 40 тонн, язь - 5 тонн, окунь - 5 тонн.
14.01.2021 между департаментом и АО "Горковский рыбозавод" заключен договор пользования водными биологическими ресурсами N 89-00044, в соответствии с которым обществу предоставлено право на добычу (вылов) следующих водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в целях осуществления промышленного рыболовства в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в объемах: район промыла "Реки": щука - 20 тонн, окунь - 5 тонн.
06.12.2021 между департаментом и АО "Горковский рыбозавод" заключен договор пользования водными биологическими ресурсами N 89 00001, в соответствии с которым обществу предоставлено право на добычу (вылов) следующих водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в целях осуществления промышленного рыболовства в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на рыболовных участках: "Азовский (Азовы, Послово, Ильягорт)", "Лопхаринский Куноват", "Панзи", "Шурышкарский сора", "Шурышкарский Вандиязские сора" в следующих объемах: а) район промысла "Реки": лещ - 6 тонн, налим - 29 тонн, щука - 125 тонн, плотва - 43 тонны, язь - 215 тонн, окунь - 13 тонн, ёрш - 5 тонн, карась - 3 тонны; б) район промысла "Озёра": карась - 37 тонн.
Все поименованные выше договоры пользования водными биологическими ресурсами содержат положение, согласно которому общество обязано осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биоресурсов, которые указаны в разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов (подпункт "в" пункта 3 договоров).
На основании заключенных договоров о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование на 2021 год обществом в Нижнеобском территориальном управлении Росрыболовства оформлены разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а именно:
- от 24.12.2020 N 72202101380413 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке "Шурышкарские сора": щука - 20 тонн, язь - 5 тонн, налим - 15 тонн, плотва - 3 тонны, ёрш - 1 тонна, лещ - 1 тонна, окунь - 1 тонна, ряпушка - 7 тонн, судак - 1 тонна;
- от 24.12.2020 N 72202101380813 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (плотва и ерш) на рыбопромысловом участке "Шурышкарский (Унсильгортские сора)";
- от 24.12.2020 N 72202101380513 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке "Мужевский (оз. Варчато)": налим - 45 тонн; щука - 15 тонн, язь - 3 тонны, лещ и окунь - по 1 тонне;
- от 19.02.2021 N 72202101398313 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке "Азовский (Ишвары)": щука и язь по 5 тонн;
- от 19.02.2021 N 72202101398913 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке "сор Холат-Лор": пелядь - 3 тонны, щука и язь - по 15 тонн, налим - 4 тонны, плотва - 5 тонн, окунь - 2 тонны, лещ - 1 тонна, ёрш - 0,5 тонны;
- от 19.02.2021 N 72202101399313 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке "Панзи": налим - 3 тонны, щука - 2 тонны.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что на рыболовном участке "Шурышкарские сора" по состоянию на 08.03.2021 выловлено 5,067 тонн язя; при этом вылов сверх нормативов осуществлялся до внесения в разрешение от 24.12.2020 N 72202101380413 изменений (от 07.07.2021 N 1763), увеличивающих объемы добычи водных биоресурсов; на рыболовном участке "Шурышкарский (Унсильгортские сора)" в период с 08.03.2021 (плотва) и с 25.02.2021 (ёрш) до 07.07.2021 (момент внесения изменений в разрешение N 72202101380813) допущено превышение объема вылова плотвы на 7 тонн, ерша - на 4,202 тонны; на рыбопромысловом участке "Мужевский (оз. Варчато)" (разрешение от 24.12.2020 N 72202101380513) в период с 10.01.2021 по 13.10.2021 выловлено 45,163 тонн налима при установленных в разрешении квотах (объемах) вылова 45 тонн, а в период с 13.10.2021 по 21.10.2021 дополнительно выловлено ещё 5,295 тонн данного водного биоресурса; на рыбопромысловом участке "Азовский (Ишвары)" (разрешение от 19.02.2021 N 72202101398313) в период с 19.02.2021 по 03.10.2021 также допущено превышение установленных объемов вылова язя на 0,574 тонны; на рыбопромысловом участке "сор ХолатЛор" (разрешение от 19.02.2021 N 72202101398913) в период с 19.02.2021 по 10.07.2021 выловлено 15,37 тонн язя, при установленных в разрешении квотах (объемах) вылова 15 тонн, а в период с 10.07.2021 по 21.10.2021 дополнительно выловлено ещё 2,242 тонны данного водного биоресурса; на рыбопромысловом участке "Панзи" (разрешение от 19.02.2021 N 72202101399313) в период с 19.02.2021 по 14.10.2021 выловлено на 0,204 тонны больше налима, чем предусмотрено в разрешении, а также 1,06 тонн в период с 14.10.2021 по 21.10.2021; превышение объемов добычи водных биоресурсов установлено прокуратурой на основании данных промысловых журналов общества.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии у прокуратуры оснований для выдачи АО "Горковский рыбозавод" оспариваемого представления ввиду нарушения им Закона N 166-ФЗ и Правил N 646.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 12.01.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-9381/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов; утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (статья 43.1 Закона N 166-ФЗ).
В силу пункта 8 Правил N 646 право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает на основании договоров и решений, установленных Законом N 166-ФЗ.
Пункт 15.1 Правил N 646 запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (допускается прилов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в соответствии с Правилами рыболовства), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; с превышением распределенных квот (предоставленных объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов по районам добычи (вылова), а также видам водных биоресурсов, и объемов разрешенного прилова."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2023 г. N Ф04-1396/23 по делу N А81-9381/2022