г. Тюмень |
|
3 мая 2023 г. |
Дело N А45-6469/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Солнечный" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-6469/2022 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Солнечный" (633003, Новосибирская область, город Бердск, улица Красная Сибирь, дом 105, ОГРН 1145476082861, ИНН 5445037090) к администрации города Бердска (633010, Новосибирская область, город Бердск, улица Максима Горького, дом 9, ОГРН 1025404731109, ИНН 5445113914) о признании незаконным отказа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования в отношении земельных участков; обязании внести соответствующие изменения.
Суд установил:
дачное некоммерческое товарищество "Солнечный" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Бердска (далее - администрация) о признании незаконным выраженного в письме от 15.06.2022 N 2873-05/01-18 решения об отказе во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 54:32:010197:371, 54:32:010197:372; обязании администрации внести изменения в Карту градостроительного зонирования и Правила землепользования и застройки муниципального образования города Бердска, утвержденные решением Совета депутатов города Бердска от 17.09.2020 N 399 в части указанных земельных участков путем изменения территориальной зоны Р (зона объектов отдыха (рекреация) на зону Ссх (зона ведения садового хозяйства).
постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 (с учетом определения Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 об исправлении описки), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что ответчиком в ходе судебного разбирательства внесены заявленные изменения в Карту градостроительного зонирования в отношении 89 земельных участков, в отношении оставшихся 7 земельных участков изменения не внесены, при этом суд первой инстанции, сославшись на то, что согласно Карте функциональных зон в составе Генерального плана города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования города Бердска от 21.07.2006, земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 54:32:010197:371, 54:32:010197:372 отнесены к функциональной зоне ИТ-2.1 зона улично-дорожной сети в связи с планировкой улицы Максима Горького, не высказался в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355.
Также заявитель ссылается на то, что судами не дана оценка доводу товарищества о том, что земельные участки отнесенные к зоне транспортной инфраструктуры, не являются местами общего пользования, а принадлежат гражданам на праве собственности и относятся к сельскохозяйственному использованию, при этом материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об изменении вида разрешенного использования на какой-либо иной.
Кроме того, заявитель полагает, что судами не дано оценки представленной администрацией Карте функционального зонирования Генерального плана города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования города Бердска от 07.11.2019 N 323 "Об утверждении Генерального плана города Бердска Новосибирской области", согласно которой территория товарищества отнесена к функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, при этом, зона транспортной инфраструктуры проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, принадлежащим гражданам на праве собственности. Между тем на Карте функционального зонирования Генерального плана города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов города Бердска от 17.09.2020 N 399, территория товарищества отнесена уже к зоне Р (зона объектов отдыха (рекреация), в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, а зона транспортной инфраструктуры заканчивается на земельных участках с кадастровыми номерами 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 54:32:010197:371, 54:32:010197:372 и в отличие от выкопировок из Карт градостроительного зонирования 2007 и 2019 годов продолжения не имеет.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Обращение товарищества в арбитражный суд обоснованно тем, что предоставленные гражданам на основании постановления администрации от 05.03.1993 N 358 земельные участки из категорий земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для организации крестьянского хозяйства площадью 12,6 га и 6,3 га и в последующем разделенные на 95 участков в созданное 03.07.2014 дачное некоммерческое товарищество "Солнечный" для ведения садоводства и огородничества, не соответствуют градостроительным регламентам территориальных зон Р-2, Р-3, ИТ-2.1, что указывает на отсутствие учета интересов правообладателей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, членами товарищества являются 96 собственников земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 54:32:010197 примерно в 400 м по направлению на запад от ориентира здание кирпичного завода N 1. Общая площадь территории составляет 11,7760 га.
Постановлением администрации от 02.08.2017 N 2134 разрешена разработка планировки территории товарищества. Проект планировки территории товарищества утвержден постановлением администрации от 30.08.2017 N 2407 "Об утверждении проекта планировки территории дачного некоммерческого товарищества "Солнечный", с местоположением: Новосибирская область, город Бердск, ДНТ "Солнечный".
Действующий Генеральный план города Бердска Новосибирской области утвержден решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва от 07.11.2019 N 323, его реализация предусмотрена до 2040 года.
Согласно Карте функциональных зон в составе Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 5:32:010197:371, 54:32:010197:372 отнесены к функциональной зоне - зона транспортной инфраструктуры (планируется продолжение улиц Лунная и Максима Горького).
В соответствии с выкопировками из Карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Бердска, указанные земельные участки расположены в зоне уличной и дорожной сети.
10.06.2022 на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования города Бердска рассмотрено обращение председателя товарищества о возможности изменения территориального зонирования в отношении земельных участков, расположенных на территории товарищества.
На этом же заседании комиссии в отношении 89 земельных участков товарищества принято решение внести изменения в Карту градостроительного зонирования путем изменения территориальной зоны Р (зона объектов отдыха (рекреация) на зону Ссх (зона ведения садового хозяйства), в установленном законом порядке.
Письмом от 15.06.2022 N 2873-02/01-18 администрация уведомила товарищество об отказе во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 54:32:010197:371, 54:32:010197:372 в связи с тем, что данное предложение противоречит документам территориального планирования (Генеральный план города Бердска).
Полагая, что незаконные действия администрации нарушают права и законные интересы собственников земельных участков, препятствуют их надлежащему использования, а также устанавливают ограничения по эффективности эксплуатации участков, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций установив, что в соответствии с Картой функциональных зон в составе Генерального плана города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования города Бердска (седьмая сессия) от 21.07.2006 земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 5:32:010197:371, 54:32:010197:372 отнесены к функциональной зоне ИТ-2.1 - зона улично-дорожной сети в связи с планировкой улицы Максима Горького, и также Картой функциональных зон в составе действующего Генерального плана города Бердска, Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Бердска земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010197:308, 54:32:010197:323, 54:32:010197:355, 54:32:010197:365, 54:32:010197:366, 5:32:010197:371, 54:32:010197:372 отнесены к функциональной зоне - Зона транспортной инфраструктуры (планируется продолжение улиц Лунная и М.Горького), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении оставшихся 7 земельных участков.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в частности утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу положений статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства, установив, что спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне ИТ-2.1 - зона улично-дорожной сети в связи с планировкой улице Максима Горького, суды первой и апелляционной инстанций пришли в обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции отмечает, что товарищество не лишено возможности инициирования проведения в установленном порядке процедуры внесения изменений в документы градостроительного проектирования, а также права оспаривания действующих документов градостроительного проектирования в суде общей юрисдикции.
Приведенные в кассационной жалобе не опровергают выводов судов, при которых установлено отсутствие оснований для удовлетворения заявленных товариществом в арбитражный суд требований.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А45-6469/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу положений статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2023 г. N Ф04-1289/23 по делу N А45-6469/2022