г. Тюмень |
|
5 мая 2023 г. |
Дело N А27-5932/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Буровой А.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление от 24.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-5932/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Ленина, дом 1, ОГРН 1084211000213, ИНН 4211021102) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19а, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 65, ОГРН 1034205056214, ИНН 4207028546), Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Ленина, дом 30, ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760), акционерное общество "Поляны" (129164, город Москва, бульвар Ракетный, дом 16, этаж 4, помещение XXVIII, комната 10, офис 408, ОГРН 1054211028960, ИНН 4211018100), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Романова, дом 28, ОГРН 1045404670211, ИНН 5403167763) в лице филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кемеровской области" (654080, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Запорожская, дом 6), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 25.03.2022 N З-12-в о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет), акционерное общество "Поляны", федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в лице филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кемеровской области", Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса.
постановлением от 24.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, постановление управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о недоказанности наличия в деянии общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения является ошибочным; судами неправильно применены положения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Чистый город" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Чистый город" выдана лицензия от 20.02.2019 N (42)-7345-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (виды работ - сбор и размещение отходов IV классов опасности), место осуществления деятельности: Кемеровская область, город Киселевск, горный отвод АО "Поляны".
В аренде у общества находится земельный участок площадью 15,0016 кв.м с кадастровым номером 42:25:0102001:65, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города Киселевска, хозяйственной и производственной деятельности объектов социальной сферы, учебных заведений, торговли и промышленности (договор от 10.04.2018 N 14194).
По результатам проверки поступившей от Федеральной службы безопасности Российской Федерации информации управлением (определение от 18.01.2022 N 3-12-в) возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлен факт нарушения обществом положений пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (код объекта 32-0142-000063-П) ООО "Чистый город" допустило негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель, выразившееся в складировании отходов IV класса опасности (отходы коммунальные твердые) объемом 82 974 м3 на общей площади 17 212 м2 на земельном участке, относящемся к землям неразграниченного фонда, граничащем с земельным участком с кадастровым номером 42:25:0102001:65 на 5 горном отводе АО "Поляны".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ООО "Чистый город" протокола об административном правонарушении от 11.02.2022 N З-12-в и вынесения постановления от 25.03.2022 N З-12-в о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия в деянии ООО "Чистый город" события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно статье 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункт 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Чистый город" осуществляет деятельность по обращению с отходами, обслуживает полигон твердых бытовых отходов в городе Киселевске; данная деятельность осуществляется на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 20.02.2019 N (42)-7345-СР в границах земельного участка с кадастровым номером 42:25:0102001:65; указанный земельный участок предоставлен обществу в соответствии с договором аренды от 10.04.2018 N 14194, заключенным с комитетом; площадь участка составляет 150 016 м2, разрешенное использование - под полигон твердых бытовых отходов, срок действия договора - до 31.12.2022; деятельность по размещению отходов IV класса опасности в границах земельного участка с кадастровым номером 42:25:0102001:65 осуществляется в соответствии с проектной документацией, имеющей заключение государственной экологической экспертизы N 55, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 24.04.2013 N 0542.
При этом, как верно отмечено судами, перечисленные в оспариваемом постановлении нормы носят общий характер и распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов и в силу закона обязанных обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В рассматриваемом случае, привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, административный орган ограничился лишь поступившими сведениями о загрязнении земельного участка неразграниченного пользования; не устанавливал, в результате чьих действий произошло загрязнение отходами и какие требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, общество должно было выполнить, но в нарушение закона не исполнило применительно к фактическим обстоятельствам вменяемого правонарушения; управлением не дана оценка представленным обществом доказательствам, свидетельствующим о выполнении мероприятий, направленных на защиту земель от загрязнения.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и правомерно удовлетворили заявленное требование о признании незаконным оспариваемого постановления.
Кроме того, судами принято во внимание, что в ходе единого периода проведения контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований (с 18.01.2022 по 03.02.2022) общество привлечено к ответственности по частям 1 и 4 статьи 8.2, части 2 статьи 8.6, части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и указали на необходимость применения в рассматриваемом случае положений частей 2 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
Иное толкование подателем кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 24.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5932/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае, привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, административный орган ограничился лишь поступившими сведениями о загрязнении земельного участка неразграниченного пользования; не устанавливал, в результате чьих действий произошло загрязнение отходами и какие требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, общество должно было выполнить, но в нарушение закона не исполнило применительно к фактическим обстоятельствам вменяемого правонарушения; управлением не дана оценка представленным обществом доказательствам, свидетельствующим о выполнении мероприятий, направленных на защиту земель от загрязнения.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и правомерно удовлетворили заявленное требование о признании незаконным оспариваемого постановления.
Кроме того, судами принято во внимание, что в ходе единого периода проведения контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований (с 18.01.2022 по 03.02.2022) общество привлечено к ответственности по частям 1 и 4 статьи 8.2, части 2 статьи 8.6, части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и указали на необходимость применения в рассматриваемом случае положений частей 2 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2023 г. N Ф04-5101/22 по делу N А27-5932/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5098/2022
05.05.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5101/2022
24.01.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5098/2022
30.11.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5932/2022
27.07.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5098/2022