г. Тюмень |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А67-8023/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области, на постановление от 08.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сорокина Е.А., Афанасьева Е.В., Киреев О.Ю.) по делу N А67-8023/2022 по исковому заявлению муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 73; ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360 ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (634034, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 27, ОГРН 1027000908010, ИНН 7021016928) о взыскании 2 825 559 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - субъект Российской Федерации - Томская область в лице Департамента финансов Томской области (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719).
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска (далее - Администрация, истец) обратилось в арбитражный суд к субъекту Российской Федерации - Томской области в лице департамента финансов Томской области с иском о взыскании 38 828 995,50 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области.
Определением от 13.09.2022 Арбитражного суда Томской области в рамках дела N А67-6404/2022 в отдельное производство выделено требование о взыскании с Минфина РФ 2 825 559 руб. убытков. Делу присвоен N А67-8023/2022.
постановлением от 08.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении искового требования отказать.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.08.1985 Лапшина О.А. принята к учету в качестве нуждающегося в жилом помещении, поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до 01.01.2005.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 13.03.2020 по делу N 2-653/2020 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению вне очереди Лапшиной О.А. благоустроенного жилого помещения не менее 30,1 кв.м по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
В целях исполнения названного решения суда Администрацией заключен муниципальный контракт от 14.10.2021 N 21000990 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения.
По акту приема-передачи от 14.10.2021 указанный объект недвижимости передан Администрации города Томска.
Платежным поручением от 08.11.2021 N 389441 Администрацией осуществлена оплата муниципального контракта в размере 2 825 559 руб.
Во исполнение решения суда на основании договора социального найма жилого помещения от 07.12.2021 N 146 указанное жилое помещение предоставлено Лапшиной О.А.
Общая площадь фактически предоставленного жилого помещения Лапшиной О.А. соответствует общей площади жилого помещения, указанного в решении суда.
Полагая, что возмещение расходов на приобретение жилого помещения, переданного по договору социального найма инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Российской Федерации, а жилое помещение Лапшиной О.А. предоставлено из муниципальной собственности, ввиду чего причинены убытки в размере рыночной стоимости квартиры, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Администрации права на возмещение спорных расходов, поскольку финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, при этом факт несения и размер убытков подтверждены.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2);
при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривается, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01.01.2005 право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
По смыслу статьи 31 Закона N 181-ФЗ при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01.01.2005 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, Законом Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", установив, что Лапшина О.А. является лицом, имеющим тяжелое хроническое заболевание, и именно в данном качестве поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения 12.08.1985 в целях получения жилого помещения по договору социального найма, то есть до 01.01.2005, пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае предоставление ей жилого помещения относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, принимаемые в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не вправе отказать Лапшиной О.А. в предоставлении жилого помещения в целях исполнения собственных обязательств и судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, учитывая отсутствие соответствующих доказательств выделения из федерального бюджета бюджетных ассигнований бюджету города Томска на обеспечение жильем инвалида, вставшего на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2005, а также передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность жилых помещений с целью предоставления их по договорам социального найма указанной категории граждан, признав подтвержденным факт несения Администрацией расходов по предоставлению инвалиду жилого помещения согласно вступившему в законную силу судебному акту суда общей юрисдикции, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что противоправность действий (бездействия) Российской Федерации, причинная связь между последними и наступившими неблагоприятными последствиями (убытками) не доказаны, понесенные истцом расходы должны были и могли быть компенсированы ему в установленном главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядке, надлежащим ответчиком является субъект Российской Федерации, который должен был принять меры к получению денежных средств федерального бюджета на обеспечение жильем Лапшиной О.А., были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 08.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8023/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не вправе отказать Лапшиной О.А. в предоставлении жилого помещения в целях исполнения собственных обязательств и судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
...
Доводы заявителя жалобы о том, что противоправность действий (бездействия) Российской Федерации, причинная связь между последними и наступившими неблагоприятными последствиями (убытками) не доказаны, понесенные истцом расходы должны были и могли быть компенсированы ему в установленном главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядке, надлежащим ответчиком является субъект Российской Федерации, который должен был принять меры к получению денежных средств федерального бюджета на обеспечение жильем Лапшиной О.А., были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2023 г. N Ф04-1811/23 по делу N А67-8023/2022