г. Тюмень |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А27-18583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Хачатряна Месропа Бениаминовича на постановление от 13.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А27-18583/2022 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Хачатряна Месропа Бениаминовича (ОГРНИП 307425007200059, ИНН 423400052387) к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (650064, город Кемерово, Советский проспект, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) об урегулировании разногласий при заключении договора.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Хачатрян Месроп Бениаминович (далее - ИП Хачатрян М.Б., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - комитет, ответчик) об урегулировании преддоговорного спора в части выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:04:0211001:1723 (далее - земельный участок).
Требования мотивированы тем, что выкупная цена земельного участка неверно определена в размере 100% его кадастровой стоимости по правилам Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О цене земельных участков" (далее - Закон N 10-ОЗ). Данный закон применяется только к тем землям, предназначенным для сельскохозяйственного производства, которые относятся к категории земель населенных пунктов. К землям категории "земли сельскохозяйственного назначения" (в т.ч. к спорному участку) применяется специальный закон - Закон Кемеровской области от 18.12.2003 N 65-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области - Кузбассе", который предусматривает выкупную цену в размере 15% кадастровой стоимости.
постановлением от 13.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, суд урегулировал разногласия, изложив пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: Цена Участка определена в соответствии с Законом Кемеровской области от 7.02.2013 N 10-ОЗ "О цене земельных участков" и составляет 3 857 861 рубль 85 копеек.
ИП Хачатрян М.Б. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятое судом первой инстанции решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы предприниматель приводит следующие доводы: установление выкупной стоимости земельного участка и применение Закона N 65-ОЗ или Закона N 10-ОЗ осуществляется в зависимости от категории земельного участка, а также с учетом особого статуса заявителя (крестьянское (фермерское) хозяйство), чему не была дана оценка судами.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов, которые изложены заявителем в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов и установлено судами, 01.06.2022 истец обратился к ответчику с заявлением о выкупе из публичной собственности ранее арендованного земельного участка с кадастровым номером 42:04:0211001:1723 по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, в границах ГСП "Елыкаевское", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадь - 2 137 438 кв. м, кадастровая стоимость - 3 857 861,85 руб.
Основанием выкупа является подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
В первоначальной редакции договора, предложенной комитетом, пункт 2.1 изложен в следующей редакции: Цена Участка определена в соответствии с Законом Кемеровской области от 7.02.2013 N 10-ОЗ "О цене земельных участков" и составляет 3 857 861 рубль 85 копеек.
Истец настаивал на редакции со ссылкой за Закон N 65-ОЗ и указании выкупной цены 578 679 руб.
В связи с неурегулированием данного разногласия путем переговоров предприниматель обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции руководствовался положениями статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из того, выкуп спорного земельного участка производится на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а вопрос определения выкупной цены в соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 ЗК РФ регулируется законодательством субъекта Российской Федерации. При этом Закон N 10-ОЗ предусматривает выкупную цену земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды (100% кадастровой стоимости), а Закон N 65-ОЗ регулирует выкупную цену для оснований выкупа, предусмотренных Законом N 101-ФЗ, и устанавливает ее на уровне предусмотренного данным законом максимального предела (15% кадастровой стоимости).
Относительно использования разных терминов "земли сельскохозяйственного назначения" в Законе N 65-ОЗ и "земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства" в Законе N 10-ОЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии юридического значения данного довода для спорных правоотношений, поскольку выкупаемый земельный участок удовлетворяет обоим определениям.
На основании изложенного суд первой инстанции в удовлетворении требований предпринимателя отказал, признав, что условие проекта договора в первоначальной редакции о цене земельного участка соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют подлежащим применению нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Цена земельного участка, отчуждаемого из государственной или муниципальной собственности определяется в соответствии со статьей 39.4 ЗК РФ.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определены статьей 39.3 ЗК РФ.
Одним из таких случаев является отчуждение земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Выкуп спорного земельного участка подпадает под регулирование указанной нормы, данное основание предоставления земельного участка истцом не опровергнуто.
Пунктом 2 статьи 39.4 ЗК РФ предусмотрена компетенция органов власти и местного самоуправления по установлению порядка определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, такими полномочиями наделен орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ).
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает специфику отчуждения земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности публично-правовых образований, а в отдельных случаях и предельную выкупную цену таких участков.
Предельная выкупная цена предусмотрена:
- пунктом 5.1 статьи 10 (земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности);
- пунктом 7 статьи 10 (земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что в отношении спорного земельного участка федеральным законодательством предусмотрена особенность порядка его отчуждения (без торгов), но не предусмотрена предельная выкупная цена. Вопрос выкупной цены в соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 ЗК РФ урегулирован законодательством субъекта РФ.
В силу пункта 3 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Закон N 65-ОЗ, как следует из его преамбулы, принят в целях реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в пределах полномочий Кемеровской области - Кузбасса (далее также - Кемеровская область) регулирует отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кемеровской области.
Согласно статье 4-3 данного закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются сельскохозяйственной организацией, крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления их деятельности в собственность по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии со статьей 4-5 Закона N 65-ОЗ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, равной 15 процентам его кадастровой стоимости, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Закон N 10-ОЗ, как следует из его преамбулы, принят на основании и в целях реализации статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Никаких ограничений в части категорий земель данный закон не содержит.
Согласно абзацу 3 пункта 6 статьи 1 Закона N 10-ОЗ цена земельных участков определяется в размере 100 процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу, при условии отсутствия у исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции, осуществляющего отдельные полномочия в сфере земельных отношений, или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Приведенная редакция обоих законов в части цены земельных участков, выкупаемых арендаторами по истечении 3-х лет аренды, была сформирована одним нормативным актом - Законом Кемеровской области от 13.10.2015 N 89-ОЗ и вступила в силу одновременно с 15.10.2015.
Истец ссылается на положения статей 4-3 и 4-5 Закона N 65-ОЗ без учета того, что данные статьи были введены с целью реализации положений ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ и установления льготно й цены выкупа земельных участков на уровне субъекта Российской Федерации, их применение возможно только при предоставлении земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, проанализировав подлежащие применению нормы права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что условие проекта договора в первоначальной редакции о цене земельного участка соответствует закону.
Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела установлены судами обеих инстанций на основе представленных в дело доказательств и согласуются с ними. При этом к установленным обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права и рассмотрели спор с соблюдением процессуальных норм.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают выводов судов, основанных на установленных ими фактических обстоятельствах дела, по сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении или существенном нарушении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или о допущенной судебной ошибке.
Само по себе несогласие истца с выводами судов не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 13.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18583/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон N 65-ОЗ, как следует из его преамбулы, принят в целях реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в пределах полномочий Кемеровской области - Кузбасса (далее также - Кемеровская область) регулирует отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кемеровской области.
...
Закон N 10-ОЗ, как следует из его преамбулы, принят на основании и в целях реализации статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Никаких ограничений в части категорий земель данный закон не содержит.
...
Истец ссылается на положения статей 4-3 и 4-5 Закона N 65-ОЗ без учета того, что данные статьи были введены с целью реализации положений ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ и установления льготно й цены выкупа земельных участков на уровне субъекта Российской Федерации, их применение возможно только при предоставлении земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2023 г. N Ф04-1904/23 по делу N А27-18583/2022