г. Тюмень |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А45-10723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Агро Альянс" на постановление от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А45-10723/2022 по заявлению государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Ояшинский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов, имеющих психические расстройства" (633150, Новосибирская обл., Мошковский р-он, раб. пос. Станционно Ояшинский, ул. Западная, 40, ИНН 5432100428, ОГРН 1025405229178) к Администрации Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (633141, Новосибирская обл., Мошковский р-он, с. Новомошковское, ул. Коммунальная, 11, ИНН 5432100322, ОГРН 1025405227781), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Агро Альянс" (630110, г. Новосибирск., ул. Писемского, д. 11, оф. 1.3, ИНН 5410088456, ОГРН 1215400029130) о признании действий незаконными, недействительным договора аренды земельного участка.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Мошковского района Новосибирской области (633131, Новосибирская обл., Мошковский р-он, раб. пос. Мошково, ул. Советская, 9, ИНН 5432211449, ОГРН 1045405234654).
В заседании приняли участие представитель КФХ "Агро-Альянс" - Агуленко Е.В. по доверенности от 22.06.2022, паспорт, диплом.
Суд установил:
государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области "Ояшинский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов, имеющих психические расстройства" (далее - истец, ГАСУСО НСО "Ояшинский дом-интернат", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (далее - ответчик, Администрация), Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Агро Альянс" (далее - ответчик, КФХ "Агро Альянс") и просило:
1. Признать незаконными действия Администрации Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области по опубликованию в газете "Вестник Новомошковского сельсовета" N 12 от 11.11.2021 и на интернет сайте http://torgi.gov.ru (дата публикации 11.11.2021) извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса России, по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, местоположение: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет;
2. Признать недействительным опубликованное Администрацией Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в газете "Вестник Новомошковского сельсовета" N 12 от 11.11.2021 и на интернет сайте http://torgi.gov.ru (дата публикации 11.11.2021) извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса России, по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, местоположение: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет;
3. Признать недействительным заключенный 01.03.2022 между Администрацией Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области и крестьянским (фермерским) хозяйством "Агро Альянс" договор N 1 аренды земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, местоположение: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет.
4. Применить последствие недействительности сделки - признать недействительными записи государственной регистрации аренды и договора аренды в Едином государственном реестре недвижимости N 54:18:050501:1753-54/163/2022-1 от 28.03.2022; N 54:18:050501:1753-54/163/2022-2 от 28.03.2022 по аренде земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, местоположение: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет.
Указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Мошковского района Новосибирской области.
постановлением от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, КФХ "Агро Альянс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: судами не учтено, что Администрация в декабре 2015 года произвела оформление спорного земельного участка в муниципальную собственность, суды сделали необоснованный вывод о выделении истцу спорного земельного участка в счет невостребованных земельных долей; судами не учтено, что истец к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался, кадастровые работы не проводил; факт использования истцом земельного участка материалами дела не подтвержден; судом нарушены нормы процессуального права о рассмотрении заявления о фальсификации доказательств, о допросе свидетеля; выводы судов об отказе КФХ "Агро Альянс" в предоставлении земельного участка не обоснованы и противоречат нормам статей 39.11, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации; суды необоснованно применили статьи 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв Администрации на кассационную жалобу приобщен к материалам дела, но при рассмотрении кассационной жалобы не учитывается в связи с отсутствием доказательств его заблаговременного направления лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение приводит следующие доводы: действия Администрации по опубликованию в газете Новомошковского сельского совета Мошковского района Новосибирской области и на интернет сайте htto://torgi.gov.ru (дата публикации l1.11.2021) извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м незаконны; никаких доказательств о том, что Администрация сельсовета сама заключала договор на выполнение кадастровых работ по межеванию вышеуказанных земельных участков и оплатила эти кадастровые работы, Администрация сельсовета не предоставила; в любом случае у истца имелось право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 в постоянное (бессрочное) пользование, но Администрация сельсовета нарушила это право, проигнорировав заявление истца.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал ранее изложенную правовую позицию.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Администрации от 28.05.2015 N 82-па земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:18:050501:1753 площадью 1 664 000 кв. м был выделен истцу в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, из земельного участка общей долевой собственности с кадастровым номером 54:18:050501:0032. Истец самостоятельно обеспечил межевание и постановку земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 на кадастровый учет, с 01.05.2015 до 01.03.2022 использовал в своей сельскохозяйственной деятельности для выращивания зерновых и кормовых культур.
В августе 2015 года истец передал ответчику копию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 и заявление от 20.08.2015 на предоставление этого земельного участка в аренду.
03.12.2015 зарегистрировано право муниципальной собственности Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:18:050501:1753, запись регистрации права в ЕГРН N 54-54/001-54/001/409/2015-458/1.
15.03.2016 Администрацией в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 54:18:050501:1857, площадь 210 000 кв. м, имеющий статус "временный".
Администрация в газете "Мошковская новь" N 27 от 30.06.2016 опубликовала извещение о предоставлении в аренду для ведения сельского хозяйства земельных участков: площадью 1 454 000 кв. м, расположенного по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет; площадью 210 000 кв. м, расположенного по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет; площадью 1 030 000 кв. м, расположенного по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, Новомошковский сельсовет.
27.07.2016 истец подал ответчику заявку (исх. N 299) на предоставление в аренду земельных участков площадью 1 454 000 кв. м и площадью 1 030 000 кв. м. Земельный участок площадью 1 030 000 кв. м в связи с отсутствием других заявлений был предоставлен истцу по договору аренды. Решение по заявлению истца по предоставлению в аренду земельного участка площадью 1 454 000 кв. м ответчиком не было принято, договор аренды с истцом не заключался.
Истец повторно обратился к ответчику с письмом исх. N 307 от 07.07.2021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, в ответ на которое письмом исх. N 195 от 23.07.2021 ответчик сообщил о том, что Администрацией будет заказана оценка земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, и затем он будет выставлен на аукцион.
Истец повторно обратился к ответчику с письмом "О заключении договора аренды" исх. N 443 от 05.10.2021.
Администрация опубликовала в газете Новомошковского сельского совета Мошковского района Новосибирской области "Вестник Новомошковского сельского совета", выпуск N 10 от 11.11.2021, и на интернет сайте http://torgi.gov.ru (дата публикации 11.11.2021) извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, площадь 1 664 000 кв. м.
01.12.2021 истец предоставил ответчику свое заявление о намерении участвовать в вышеуказанном аукционе.
Постановлением от 16.12.2021 N 58-па "Об отказе ГАСУСО НСО "Ояшинский дом-интернат" в предоставлении в аренду земельного участка", ответчик сообщил, что участниками аукциона могут быть только граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии со статьей 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
22.12.2021 истец обратился к ответчику с письмом исх. N 530 о признании недействительным извещения.
Письмом исх. N 4 от 20.01.2022 ответчик отказался признать недействительным вышеуказанное извещение от 11.11.2021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, сообщив, что в ноябре 2021 года в Администрацию поступило заявление от КФХ "Агро Альянс" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о признании недействительным опубликованное извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ, заключенного договора аренды земельного участка от 01.03.2022 N 1, применении последствий недействительности сделки - признать недействительными записи государственной регистрации аренды и договора аренды, внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Руководствуясь статьями 10, 12, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.11, 39.14, 39.16, 39.18 ЗК РФ, пунктами 70, 71, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), установив, что: истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями от 20.08.2015, 27.07.2016 и письмами исх. N 307 от 07.07.2021, N 443 от 05.10.2021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753, но Администрацией не было принято решение об отказе в удовлетворении заявлений; на момент обращения КФХ "Агро Альянс" с заявлением о предоставлении земельного участка заявление истца по существу не было рассмотрено Администрацией; необоснованном поведении Администрации, заключающемся в не рассмотрении заявления истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 74 Постановления N 25, ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления N 25 разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (статья 1).
Согласно статье 10 (пунктам 1, 8) Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
В силу пункта 4 данной статьи, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор судебной практики от 23.12.2020), наличие условий для предоставления земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, на которые признано право муниципальной собственности, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено осуществление продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Из пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Таким образом, указанный субъект должен доказать факт использования земельного участка, на передачу в собственность которого он претендует, в соответствии с процессуальными правилами доказывания.
В числе таких доказательств использования земельного участка могут рассматриваться как договоры о предоставлении в пользование участка, находящегося в общей долевой собственности, так и любые относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие фактическое использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали участок без оформления правоотношений.
При этом использование земли должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
В случае, если земельный участок, из которого впоследствии образован участок в счет невостребованных земельных долей и зарегистрировано право муниципальной собственности, находился в пользовании нескольких сельскохозяйственных организаций или КФХ, данные лица вправе приобрести такой участок в общую долевую собственность.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и во взаимосвязи, установив, что: на основании Постановления администрации от 28.05.2015 N 82-па земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:18:050501:1753 площадью 1664000 кв.м. был выделен истцу в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, из земельного участка общей долевой собственности с кадастровым номером 54:18:050501:0032; истец самостоятельно обеспечил межевание и постановку земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 на кадастровый учет; с 01.05.2015 до 01.03.2022 истец использовал участок в своей сельскохозяйственной деятельности для выращивания зерновых и кормовых культур, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что спорный земельный участок был выделен истцу в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, при этом истец фактически использовал земельный участок для целей выращивания сельскохозяйственных культур.
Судами правомерно указано на то, что: фактическое использование земельного участка истцом с 01.05.2015 подтверждено справкой отдела сельского хозяйства МКУ "ЦМУ" от 23.12.2021; доказательств использования участка иным лицом, ответчиками не представлено; из устава истца следует, что он в качестве дополнительных видов деятельности может осуществлять сельскохозяйственную деятельность; к справке Администрации о том, что якобы вышеуказанная справка отозвана, суд относится критически поскольку она выдана иным лицом уже в период рассмотрения спора 11.07.2022 Главе КФХ "Агро Альянс".
Выводы судов в данной части соответствуют предоставленным доказательствам и примененным нормам материального права, в том числе Обзору судебной практики от 23.12.2020.
Иного из материалов дела не следует и кассатором не доказано.
Исходя из того, что с 15.03.2016 в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 54:18:050501:1857 площадью 210000 кв.м., имеющий статус "временный", так как право муниципальной собственности Новомошковского сельсовета не было зарегистрировано на этот земельный участок, при этом указанный земельный участок был снят с кадастрового учета только 23.03.2022, суды пришли к мотивированным выводам о том, что на момент публикации Администрацией вышеуказанного извещения границы земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 не были уточнены в связи с нахождением в его границах другого земельного участка.
Судами правомерно учтено, что в соответствии с пунктом 24 статьи 39.16 ЗК РФ в таком случае Администрация как уполномоченный орган должна была принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Установив, что: истец обращался к ответчику с заявлением N 301 от 20.08.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753 площадью 1664000 кв.м; в последующем истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой сообщить о принятом решении по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду (письмо N 307 от 07.07.2021); истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями от 20.08.2015, 27.07.2016 и письмами исх. N 307 от 07.07.2021, N 443 от 05.10.2021 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1753; учитывая, что письмо N 195 от 23.07.2021 получено истцом на электронную почту истца odiuod@yandex.ru 23.07.2021; несмотря на неоднократные обращения истца начиная с 2015 года Администрацией не было принято решение об отказе в удовлетворении заявлений, иное из материалов дела не следует, Администрацией не доказано, суды пришли к законным выводам о том, что на момент обращения КФХ "Агро Альянс" с заявлением о предоставлении земельного участка заявление истца о предоставлении в аренду земельного участка по существу не было рассмотрено Администрацией, в связи с чем у Администрации не было правовых оснований для проведения аукциона и предоставления участка по договору аренды КФХ "Агро Альянс".
Приняв во внимание, что: материалами дела подтверждается факт неоднократного обращения истца в Администрацию за предоставлением земельного участка, в частности в аренду; при этом Администрация не могла не знать организационно-правовую форму истца (учреждение) и наличие оснований, по которым истец может получить участок в постоянное (бессрочное) пользование (статья 39.9 ЗК РФ); Администрация не отказывала истцу вплоть до конца 2021 года в представлении участка по основанию невозможности получения участка в аренду, напротив 05.02.2018 заключила в истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1752, отвечала на обращения, что намерена выставить участок на торги, чем фактически ввела истца в заблуждение, при этом на обращения истца фактически в установленном порядке отказов не предоставляла, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным выводам о том, что действия Администрации являются злоупотреблением правом применительно к положениям статьи 10 ГК РФ и ее действиями нарушены права истца на представление участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований истца соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы КФХ "Агро Альянс" о фальсификации доказательств получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с частью 1 статьи 161 АПК РФ, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд: 1) разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; 2) исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; 3) проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отклонил заявление КФХ "Агро Альянс" о фальсификации, при этом, обоснованно исходил из того, что письмо N 195 от 23.07.2021 получено истцом на электронную почту истца odiuod@yandex.ru 23.07.2021. Отправителем этих писем является указанный в письмах исполнитель - специалист администрации Новомошковского сельсовета Юхнина Татьяна Викторовна, электронный адрес почты отправления данных писем newmsh@yandex.ru. То, что данное лицо является сотрудником Администрации, следует из многочисленной переписки, представленной в дело.
Электронная почта истца odiuod@yandex.ru с письмом обозревалась судом в судебном заседании 04.10.2022. Текст письма N 195 от 23.07.2021 содержит указание на поступившее обращение.
При этом, допрошенный судом первой инстанции свидетель Браславский Е.М., замещавший в исследуемый период должность главы Администрации Новомошковского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, подтвердил свою подпись в спорном письме, а также подтвердил обстоятельства обращений истца.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства дела, из которых следует, что на момент обращения КФХ "Агро Альянс" с заявлением о предоставлении земельного участка, заявление истца по существу не было рассмотрено Администрацией, а иное ответчиками не доказано, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили исковые требования.
Иные аргументы основаны на неверном толковании норм материального права; другое толкование норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не являются основанием для отмены обжалованных судебных актов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10723/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Агро Альянс" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 09.03.2023 N 36. Выдать справку на возврат государственной пошлины
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание, что: материалами дела подтверждается факт неоднократного обращения истца в Администрацию за предоставлением земельного участка, в частности в аренду; при этом Администрация не могла не знать организационно-правовую форму истца (учреждение) и наличие оснований, по которым истец может получить участок в постоянное (бессрочное) пользование (статья 39.9 ЗК РФ); Администрация не отказывала истцу вплоть до конца 2021 года в представлении участка по основанию невозможности получения участка в аренду, напротив 05.02.2018 заключила в истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:18:050501:1752, отвечала на обращения, что намерена выставить участок на торги, чем фактически ввела истца в заблуждение, при этом на обращения истца фактически в установленном порядке отказов не предоставляла, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным выводам о том, что действия Администрации являются злоупотреблением правом применительно к положениям статьи 10 ГК РФ и ее действиями нарушены права истца на представление участка в постоянное (бессрочное) пользование.
...
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2023 г. N Ф04-1674/23 по делу N А45-10723/2022