г. Тюмень |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А67-9814/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е., рассмотрел кассационную жалобу муниципального образования "Зональненское сельское поселение" в лице администрации Зональненского сельского поселения на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А67-9814/2022 по иску муниципального образования "Томский район" в лице администрации Томского района (634570, Томская область, Томский район, село Богашево, улица Советская, дом 6, ОГРН 1067014000019, ИНН 7014044522) к муниципальному образованию "Зональненское сельское поселение" в лице администрации Зональненского сельского поселения (634507, Томская область, Томский район, поселок Зональная станция, улица Совхозная, дом 10, ОГРН 1057001463122, ИНН 7014044339) об обязании принять в муниципальную собственность имущество.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Томской области приняли участие представители: муниципального образования "Томский район" - Филина А.В. по доверенности от 02.09.2022; муниципального образования "Зональненское сельское поселение" - Пичугина О.В. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
муниципальное образование "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - администрация района) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Зональненское сельское поселение" в лице администрации Зональненского сельского поселения (далее - администрация поселения) об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:17660 общей площадью 1940 кв. м, с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, улица Виталия Грачева, дом 8в;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:17659 общей площадью 1 789 кв. м с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, улица Виталия Грачева, дом 8б;
- сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 70:00:0000000:14874 протяженностью 1 038 м по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, жилые улицы Тояновская и N 1 микрорайона, ограниченного улицами Тояновская, Степановская;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:13840 общей площадью 15 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, общее пользование территории, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8129 общей площадью 8 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0200029:1799 общей площадью 4 193 кв. м с видом разрешенного использования - территория общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:6990 общей площадью 19 197 кв. м с видом разрешенного использования - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:6990- 70/001/2017-3);
- сооружение коммунального хозяйства, внутриплощадочные инженерные коммуникации микрорайона - сети водоснабжения (1 этап, 1-я очередь), расположенное по адресу: Томская область, поселок Зональная Станция, ограничения улицами Тояновской, Ступановской; сети хозпитьевого водопровода с кадастровым номером 70:14:0300092:12516 протяженностью 1 762 м, расположенные по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, микрорайон Южные ворота, сооружение 2.
- сооружение канализации (внутриплощадочные инженерные коммуникации микрорайона ограниченного улицами Тояновской, Ступановской в поселке Зональная Станция Томского района Томской области; сети хозяйственно-бытовой канализации (1 этап) с кадастровым номером 70:14:0300092:12432 протяженностью 837 м, расположенные по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, микрорайон Южные ворота, сооружение 4;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:5979 общей площадью 10 181 кв. м с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, поселок Зональная Станция, улица Степановская, дом 1/1;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:7287 общей площадью 15 581 кв. м с видом разрешенного использования - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:7287- 70/001/2017-3);
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8129 общей площадью 8 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:8129-70/001/2017-3);
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8397 общей площадью 185 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8398 общей площадью 8 048 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8520 общей площадью 64 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8519 общей площадью 5 356 кв. м с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, поселок Зональная Станция, улица Королева, участок 5.
постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация поселения обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, истцом избран неверный способ защиты нарушенных прав, поскольку вопрос о разграничении имущества между истцом и ответчиком разрешается на основании правового акта администрации Томской области в порядке пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), и статьи 5 Закона Томской области от 18.06.2019 N 55-ОЗ "Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Томской области" (далее - Закон N 55-ОЗ). В связи с этим в рассматриваемом случае надлежащим способом защиты права является оспаривание решения об отказе в согласовании предложения о передаче имущества. Удовлетворяя исковые требования, суды фактически подменили функции администрации Томской области, к исключительной компетенции которой относится разрешение вопроса разграничения имущества между муниципальными образованиями и определение момента возникновения права собственности на это имущество.
Заявитель отмечает, что применение судами положений пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, предусматривающих возможность разграничения имущества между муниципальным районом и сельским поселением в его составе, в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения, является необоснованным, так как соответствующего изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения не имело место быть. Также не может является основанием для разграничения имущества и такое, предусмотренное пунктом 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ основание, как разграничение имущества между муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), учитывая начало действия главы указанного закона - 08.10.2003 и образование муниципального образования "Зональное сельское поселение" в соответствии с Законом Томской области от 12.11.2004 N 241-ОЗ, который вступил в силу с 01.01.2005.
Кроме того, заявитель считает, что истцом не исполнены требования, установленные пунктом 1 статьи 4 Закона N 55-ОЗ, предусматривающим обязанность истца представить ответчику перечни имущества, передаваемого в процессе разграничения имущества, составленные по форме, что является самостоятельным основанием для отказа в согласовании передачи имущества со стороны ответчика.
Помимо изложенного, администрация поселения считает, что, сделав вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает произвольный отказ от передачи (принятии) имущества, которое в силу статьи 50 Закона N 131-ФЗ не может находиться в собственности соответствующего муниципального образования, суд апелляционной инстанции не учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.11.2006 N 540-О, согласно которой применение указанной статьи Закона N 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, находящегося в собственности муниципальных образований.
Администрация района в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что непринятие администрацией поселения в муниципальную собственность имущества, необходимого для решения вопросов местного значения поселения, земельных участков, расположенных на территории поселения, автомобильных дорог местного значения поселения препятствует эффективному осуществлению органами местного самоуправления полномочий по организации дорожной деятельности, водоснабжения, водоотведения в поселке Зональная станция Томского района Томской области, приводит к нарушению принципа эффективности использования муниципального имущества. Действующим законодательством не предусмотрен произвольный отказ органа местного самоуправления от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношений.
Администрация района также ссылается на то, что судебный акт частично исполнен, - на основании постановления администрации Томского района от 28.02.2023 N 85-П "О передаче имущества в собственность муниципального образования "Зональненское сельское поселение" между сторонами заключен договор пожертвования от 28.02.2023 N 85-п, по условиям которого администрация района безвозмездно передает в собственность администрации поселения следующее имущество:
- сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 70:00:0000000:14874 протяженностью 1 038 м по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, жилые улицы Тояновская и N 1 микрорайона ограниченного улицами Тояновская, Степановская;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:13840общей площадью 15 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, общее пользование территории, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8129 общей площадью 8 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0200029:1799 общей площадью 4 193 кв. м с видом разрешенного использования - территория общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:6990 общей площадью 19 197 кв. м с видом разрешенного использования - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:6990- 70/001/2017-3).
В судебном заседании представители администрации поселения, администрации района поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования "Томский район" находится следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:17660 общей площадью 1940 кв. м, с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, улица Виталия Грачева, дом 8в;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:17659 общей площадью 1 789 кв. м с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, улица Виталия Грачева, дом 8б;
- сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 70:00:0000000:14874 протяженностью 1 038 м по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, жилые улицы Тояновская и N 1 микрорайона ограниченного улицами Тояновская, Степановская;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:13840 общей площадью 15 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, общее пользование территории, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8129 общей площадью 8 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0200029:1799 общей площадью 4 193 кв. м с видом разрешенного использования - территория общего пользования, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:6990 общей площадью 19 197 кв. м с видом разрешенного использования - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:6990- 70/001/2017-3);
- сооружение коммунального хозяйства, внутриплощадочные инженерные коммуникации микрорайона - сети водоснабжения (1 этап, 1-я очередь), расположенное по адресу: Томская область, поселок Зональная Станция, ограничения улицами Тояновской, Ступановской; сети хозпитьевого водопровода с кадастровым номером 70:14:0300092:12516 протяженностью 1 762 м, расположенные по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, микрорайон Южные ворота, сооружение 2.
- сооружение канализации (внутриплощадочные инженерные коммуникации микрорайона ограниченного улицами Тояновской, Ступановской в поселке Зональная Станция Томского района Томской области; сети хозяйственно-бытовой канализации (1 этап) с кадастровым номером 70:14:0300092:12432 протяженностью 837 м, расположенные по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование Зональненское сельское поселение, поселок Зональная Станция, микрорайон Южные ворота, сооружение 4;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:5979 общей площадью 10 181 кв. м с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, поселок Зональная Станция, улица Степановская, дом 1/1;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:7287 общей площадью 15 581 кв. м с видом разрешенного использования - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:7287- 70/001/2017-3);
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8129 общей площадью 8 940 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (сервитут ОАО "ТДСК" от 07.07.2017 N 70:14:0300092:8129-70/001/2017-3);
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8397 общей площадью 185 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8398 общей площадью 8 048 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8520 общей площадью 64 кв. м с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Томская область, Томский район;
- земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300092:8519 общей площадью 5 356 кв. м с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, поселок Зональная Станция, улица Королева, участок 5.
Письмами от 13.07.2022 N 02-28/2464, от 16.05.2022 N 02-38/1548, от 13.07.2022 N 02-18/2463 администрация района обратилась к администрации поселения с предложениями о передаче указанного имущества.
Поскольку ответов на указанные письма не получено, администрацией района направлены предупреждения от 11.08.2022 N 02-28/2872, от 16.06.2022 N 3к/22/395, от 11.08.2022 N 02-28/2873 о необходимости рассмотрения предложений и направлении соответствующего ответа.
Ответными письмами от 23.06.2022 N 02-26-655, от 12.08.2022 N 01-26/859, N 01-26-860 администрация сельского поселения уведомила администрацию района об отказе в согласовании передачи имущества.
Ссылаясь на то, что имущество, указанное в исковом заявлении, предназначено для решения вопросов местного значения сельского поселения (организация водоснабжения, водоотведения, дорожной деятельности), в связи с этим отказы администрации поселения в согласовании передачи этого имущества являются незаконными, учитывая, и нахождение спорного имущества в собственности муниципального образования "Томский район" противоречит требованиям действующего законодательства, администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что вопросы местного значения по организации водоснабжения, водоотведения находятся в ведении муниципального образования "Зональненское сельское поселение", в связи с чем передача спорного имущества, исходя из его назначения, отвечает интересам муниципального образования образованием "Зональненское сельское поселение", поскольку предназначено непосредственно для решения вопросов местного значения, закрепленных за указанным муниципальным образованием.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
В силу подпункта 5 статьи 2 Закона Томской области от 12.11.2004 N 241-03 "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района" Зональненское сельское поселение, включает в себя населенные пункты: поселок Зональная Станция, деревня Позднеево.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Статья 14 Закона N 131-ФЗ определяет вопросы местного значения городского, сельского поселения, к таковым, в частности относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
Также в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Томской области от 17.11.2014 N 152-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области" предусмотрено, что за сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования "Томский район", закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные в том числе пунктами 4 и 5 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что спорными объектами недвижимого имущества обеспечивается решение вопросов местного значения поселения - организация водоснабжения, водоотведения, дорожная деятельность в поселке Зональная Станция Томского района Томской области, принимая во внимание отсутствие у администрации поселения возражений относительно назначения имущества, того, что с его использованием обеспечивается решение задач муниципального образования поселения, а также относительно состояния передаваемого имущества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в принятии спорного имущества в собственность муниципального образования "Зональненское сельское поселение" является необоснованным.
Учитывая изложенное и то, что законодательство не предусматривает произвольного отказа от принятия имущества, которое в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ не может находиться в собственности соответствующего публично-правового образования, приняв во внимание, что отказ администрации сельского поселения не обоснован, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о неверно избранном истцом способе защиты нарушенного права, о необходимости отдельного оспаривания отказов ответчика от принятия имущества, является неверным, поскольку в рамках настоящего дела дана оценка законности отказов администрации поселения в принятии спорного имущества в муниципальную собственность поселения.
Избранный истцом способ защиты, также, как и предлагаемый ответчиком, приводит к разрешению возникшего между сторонами спора и обеспечивает такую же правовую защиту интереса истца, как если бы он заявил отдельное требование о признании незаконными отказов администрации поселения в принятии спорного имущества в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования.
Вопреки мнению администрации поселения, разрешение настоящего спора судом не осуществлено подмены функций администрации Томской области, поскольку Закон N 55-ОЗ, регулируя порядок согласования передачи имущества из собственности одного муниципального образования (района) в собственность другого муниципального образования (поселения), не наделяет указанный публичный орган компетенцией по рассмотрению споров между указанными публично-правовыми образованиями. Решение возникшего спора находится в ведении судебной юрисдикции.
Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены с указанием на то, что передача в указанных случаях спорного имущества не относится к процедуре разграничения имущества, в связи с чем положения пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ неприменимы. Нахождение поименованного истцом имущества в ведении ответчика урегулировано вышеприведенными нормами Закона N 1310-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы сводится к изложению позиции ответчика по делу, занятой в суде первой инстанции, и повторению доводов апелляционной жалобы. Между тем эти доводы являлись предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции. Само по себе несогласие кассатора с мотивированными выводами судов не опровергает последних.
Доводов о нарушении судами норм материального или процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов администрацией в кассационной жалобе не приведено.
В связи с изложенным отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А67-9814/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2023, отменить.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что спорными объектами недвижимого имущества обеспечивается решение вопросов местного значения поселения - организация водоснабжения, водоотведения, дорожная деятельность в поселке Зональная Станция Томского района Томской области, принимая во внимание отсутствие у администрации поселения возражений относительно назначения имущества, того, что с его использованием обеспечивается решение задач муниципального образования поселения, а также относительно состояния передаваемого имущества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в принятии спорного имущества в собственность муниципального образования "Зональненское сельское поселение" является необоснованным.
Учитывая изложенное и то, что законодательство не предусматривает произвольного отказа от принятия имущества, которое в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ не может находиться в собственности соответствующего публично-правового образования, приняв во внимание, что отказ администрации сельского поселения не обоснован, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
...
Вопреки мнению администрации поселения, разрешение настоящего спора судом не осуществлено подмены функций администрации Томской области, поскольку Закон N 55-ОЗ, регулируя порядок согласования передачи имущества из собственности одного муниципального образования (района) в собственность другого муниципального образования (поселения), не наделяет указанный публичный орган компетенцией по рассмотрению споров между указанными публично-правовыми образованиями. Решение возникшего спора находится в ведении судебной юрисдикции.
Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены с указанием на то, что передача в указанных случаях спорного имущества не относится к процедуре разграничения имущества, в связи с чем положения пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ неприменимы. Нахождение поименованного истцом имущества в ведении ответчика урегулировано вышеприведенными нормами Закона N 1310-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2023 г. N Ф04-1214/23 по делу N А67-9814/2022