г. Тюмень |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А45-26573/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Динат-Внешторг" на постановление от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-26573/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Динат-Внешторг" (656063, Алтайский край, город Барнаул, улица Кавалерийская, дом 11, ОГРН 1022201517106, ИНН 2224076803) к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Писарева, дом 1, ОГРН 1075406030370, ИНН 5406407815) о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 14.03.2022 N 5420220080.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Динат-Внешторг" - Бобров Д.А. по доверенности от 10.01.2022;
от Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Сухова Ю.В. по доверенности от 30.12.2022, Вострухин Е.В. по доверенности от 30.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Динат-Внешторг" (далее - общество, ООО "Динат-Внешторг") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - административный орган, управление) о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 14.03.2022 N 5420220080, оформленного письмом от 15.09.2022 N 993.
постановлением от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению общества, суды необоснованно сослались на объявление Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство), не применимое к спорным правоотношениям; объем добычи (вылова) водных биоресурсов в данном случае должен был быть определен самим обществом; вопреки выводам судов управлением не доказано отсутствие возможности добычи (вылова) артемии (на стадии цист) в заявленном обществом объеме.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до вступления в законную силу судебного акта по административному делу N АКПИ23-347 в рамках которого ООО "Динат-Внешторг" оспаривается приказ Росрыболовства от 30.11.2021 N 729 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 на 2022 год" на основании которого опубликовано объявление Росрыболовства.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения указанного ходатайства.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 09.09.2022 ООО "Динат-Внешторг" обратилось с заявлением о внесении в выданное ему разрешение от 14.03.2022 N 5420220080 на добычу (вылов) на рыболовном участке N 150 "Яровской" в границах озеро Малое Яровое, город Славгород, площадью 3500 га вся акватория озера (далее - рыболовный участок) водных биоресурсов - артемии (на стадии цист) - в объёме 125 тонн в период с 01.05.2022 по 30.11.2022 изменений в виде увеличения объёма добычи до 197,80 тонн.
Письмом от 15.09.2022 N 993 управление отказало ООО "Динат-Внешторг" во внесении в разрешение заявленных изменений в связи с наличием в заявлении недостоверной, искажённой или неполной информации, несоответствием заявления требованиям, установленным ограничениями рыболовства.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из непредставления обществом доказательств иной научно обоснованной величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов, чем была установлена решением, принятым на заседании Бюро Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве, согласно которому рекомендованные объёмы добычи (вылова) артемии (на стадии цист) в озере Малое Яровое в 2022 году увеличены до 157,8 тонн (протокол от 17.08.2022 N 24).
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 19.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (далее - внутренние водные объекты), осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 16 названного Закона, с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота, а также с использованием или без использования рыболовных участков (часть 1).
Промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 Закона о рыболовстве, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 Закона о рыболовстве, за исключением случаев, установленных указанным Законом (часть 2).
В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о рыболовстве, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 названного Закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 Закона о рыболовстве, за исключением случаев, установленных данным Законом (часть 3).
В соответствии со статьей 11 Закона о рыболовстве право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным данным Законом.
Документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) водных биоресурсов является разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 19 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве), которое выдается в том числе при осуществлении промышленного рыболовства (часть 1 статьи 34 Закона о рыболовстве).
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 35 Закона о рыболовстве в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства указываются: виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); сведения о районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыболовном участке, а также иные сведения, регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.
Оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 1 статьи 36 Закона о рыболовстве).
Таким образом, в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о рыболовстве, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, для осуществления промышленного рыболовства в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, необходимо заключение договора пользования рыболовным участком и наличие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Динат-Внешторг" заключен договор от 14.10.2019 N 47 пользования рыболовным участком на срок до 22.09.2034; 14.03.2022 ООО "ДинатВнешторг" выдано разрешение N 5420220080 на добычу (вылов) на рыболовном участке водных биоресурсов - артемия (на стадии цист) - в объёме 125 тонн в период с 01.05.2022 по 30.11.2022; на основании обращения общества и с учетом решения Бюро Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве (протокол от 17.08.2022 N 24) управление внесло в разрешение изменение в части увеличения объёма добычи (вылова) артемии (на стадии цист) до 157,80 тонн (письмо от 29.08.2022 N 968).
В силу частей 2 и 3 статьи 36 Закона о рыболовстве допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.
Аналогичная норма содержалась в пункте 17 действовавших до 01.03.2023 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2008 N 775 (далее - Правила N 775).
Основания отказа во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов установлены в пункте 24 Правил N 775, к которым отнесены несоответствие заявления требованиям, установленным пунктами 17, 20 и 21 данных Правил, а также правилам и ограничениям рыболовства, установленным законодательством Российской Федерации; наличие в заявлении недостоверной, искаженной или неполной информации.
В настоящем случае основанием для отказа обществу во внесении изменений в разрешение N 5420220080 на добычу (вылов) на рыболовном участке водных биоресурсов в сторону увеличения до 197,80 тонн послужил вывод управления о несоответствии заявленного к добыче (вылову) объема водных биоресурсов рекомендованным объемам на 2022 год.
Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов (часть 6 статьи 16 Закона о рыболовстве).
Вместе с тем, как верно указано судами, произвольное увеличение объемов добычи (вылова) водных биоресурсов недопустимо.
В соответствии со статьей 42 Закона о рыболовстве государственный мониторинг водных биоресурсов представляет собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания; рыболовством и сохранением водных биоресурсов.
Данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 3 статьи 42 Закона о рыболовстве).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что информация об иной научно-обоснованной величине годовой добычи (вылова) водных биоресурсов в 2022 году для озера Малое Яровое, помимо рекомендованной решением Бюро Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве, в управление не поступала, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для внесения в разрешение от 14.03.2022 изменений в части увеличения объёма добычи (вылова) артемии (на стадии цист) до 197,80 тонн.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26573/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 2 и 3 статьи 36 Закона о рыболовстве допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.
...
Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов (часть 6 статьи 16 Закона о рыболовстве).
...
В соответствии со статьей 42 Закона о рыболовстве государственный мониторинг водных биоресурсов представляет собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания; рыболовством и сохранением водных биоресурсов.
Данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 3 статьи 42 Закона о рыболовстве)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2023 г. N Ф04-1286/23 по делу N А45-26573/2022