г. Тюмень |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А45-15336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области на постановление от 25.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-15336/2022 по заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (664019, Иркутская область, город Иркутск, улица Баррикад, дом 57, ОГРН 1023801014951, ИНН 3800000206) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании решения и предписания от 19.04.2022 N 054/06/64-676/2022.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Айти-Трейд" (115230, Московская область, город Москва, Электролитный проезд, дом 3, корпус 2, ОГРН 1187746202368, ИНН 7724431396); общество с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Механцева" (127411, Московская область, город Москва, Дмитровское шоссе, дом 157, строение 5, этаж 1 комната 39 офис В, ОГРН 1177746283791, ИНН 7713440920).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Травкин С.С. по доверенности от 28.12.2022;
от Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области - Куприна З.А. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее - управление, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 19.04.2022 N 054/06/64-676/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Айти-Трейд" (далее - ООО "Айти-Трейд"), общество с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Механцева".
постановлением от 25.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, поскольку код позиции в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), отвечающий потребностям заказчика, отсутствовал, управление обоснованно составило описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); на момент рассмотрения заявки ООО "Айти-Трейд" у управления отсутствовали основания для ее отклонения; обязанность по проверке информации о товаре, представленной участником закупки, на соответствие данным, содержащимся на сайте производителя товара в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", у комиссии заказчика отсутствует; требования, установленные управлением в описании объекта закупки относительно характеристики "уровень защиты оболочки по пылевлагозащите не ниже IP67", обусловлены спецификой осуществляемой управлением деятельности.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.04.2022 заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0134100008822000006 о проведении электронного аукциона на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (портативные (носимые) радиостанции).
При описании объекта закупки заказчиком было указано? в том числе на необходимость работы радиостанции в аналоговом режиме; наличие выходной мощности передатчика (минимальной - не более 2, экстремальной - не менее 10); уровень защиты оболочки по пылевлагозащите - не ниже IP67; код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 26.30.11.150 (Средства связи радиоэлектронные), без использования позиции КТРУ.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 на участие в закупке было подано две заявки, в том числе ООО "Айти-Трейд".
Не согласившись с положениями аукционной документации, ООО "Айти-Трейд" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.
Решением от 19.04.2022 N 054/06/64-676/2022 антимонопольный орган признал жалобу ООО "Айти-Трейд" частично обоснованной; заказчика и комиссию по осуществлению закупок - нарушившими требования части 6 статьи 23, части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 8 части 12 статьи 48, пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе; решено выдать управлению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе; материалы дела передать ответственному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц управления к административной ответственности.
На основании указанного решения управлением 19.04.2022 выдано предписание, в соответствии с которым заказчику необходимо прекратить нарушение части 6 статьи 23, части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (прекратить нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при формировании извещения о проведении электронного аукциона, в части неприменения информации, включенной в позицию КТРУ, если такая информация является обязательной к применению; внести изменения в извещение от 07.04.2022 N 0134100008822000006 о проведении электронного аукциона на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (портативные (носимые) радиостанции) в соответствии с выводами, указанными в решении от 19.04.2022 N 054/06/64-676/2022; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе (извещение от 07.04.2022 N 0134100008822000006) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе); комиссии заказчика по осуществлению закупок - прекратить нарушение пункта 8 части 12 статьи 48, пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе (прекратить признавать заявки на участие в закупке соответствующими извещению о проведении электронного аукциона, если в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, такие заявки подлежат отклонению; отменить результаты электронного аукциона N 0134100008822000006, зафиксированные во всех протоколах, составленных в ходе данного электронного аукциона); оператору электронной площадки - обеспечить исполнение заказчиком и комиссией по осуществлению закупок данного предписания.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и отсутствии нарушений прав и законных интересов управления.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является электронный аукцион, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно частям 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Правила), КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, и Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в рамках спорной закупки к приобретению планировались портативные (носимые) радиостанции; характеристикам товара, установленным заказчиком в техническом задании, соответствовала позиция КТРУ с кодом 26.30.11.150-00000005; соответствующий код позиции КТРУ и требования к характеристикам товара, предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, заказчиком применены не были.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Айти-Трейд", подавая заявку на участие в спорном аукционе, предложило к поставке товар - портативная (носимая) радиостанция Шеврон Т-34 V3, страна происхождения Россия, с указанием характеристик, соответствующих показателям, установленным в техническом задании объекта закупки, в том числе с указанием характеристики - "уровень защиты оболочки по пылевлагозащите - IР67", при этом согласно сведениям, размещенным на официальном сайте правообладателя, а также на сайте партнера в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", радиостанция Шеврон Т-34 V3 имеет характеристику "поддержка стандарта влагозащиты - IPX6; класс защиты - IР66", что не соответствует потребностям заказчика, установленным в аукционной документации.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа действующему законодательству и правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.
Как верно указано судами, отсутствие обязанности по обоснованию включения дополнительных характеристик к товару в извещении об осуществлении закупки связано исключительно с отсутствием в КТРУ кода закупаемого товара. Поскольку в рассматриваемом случае, исходя их сведений, указанных в извещении, объекту закупки соответствовала позиция КТРУ с кодом 26.30.11.150-00000005, то управление должно было либо обосновать установление дополнительных характеристик к товару, либо использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ.
Остальные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 25.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15336/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2023 г. N Ф04-1194/23 по делу N А45-15336/2022