г. Тюмень |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А27-3400/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый дом" на постановление от 17.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И. И., Зайцева О.О.) по делу N А27-3400/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый дом" (654005, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Строителей (Центральный р-н), дом 7, корпус 1 А, ИНН 4217169592, ОГРН 1154217002400) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, квартира 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) об оспаривании предписаний, прекращении производства по делам об административных правонарушениях.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская" (654054, Кемеровская область - Кузбасс, район Новокузнецкий, село Бедарево, улица Зеленая, дом 36, ИНН 4252007097, ОГРН 1144252000958).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый дом" (далее - общество, ООО УК "Чистый дом") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) от 16.12.2021 N 170/2021/ЖК/НОВ-277, от 04.02.2022 N /1/2022/ЖК/НОВ-277, от 14.02.2022 N Ю/1/2022/ЖК/НОВ-277, от 03.03.2022 N16/1/2022/ЛК/НОВ277; прекращении производства по возбужденным в отношении общества по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) делам об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская" (далее - ООО УК "Новоильинская").
постановлением от 17.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемые предписания инспекции являются незаконными, поскольку обязанность по передаче ООО УК "Новоильинская" технической документации на многоквартирные дома N 29 Б и N 29 А по улице Рокоссовского в городе Новокузнецке (далее - многоквартирный дом N 29 Б и многоквартирный дом N 29 А) исполнена в полном объеме; суды не дали оценки доводам общества о том, что имеются неустранимые сомнения в виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, об отсутствии оснований для назначения наказания по каждому постановлению.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ участвующими в деле лицами не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решениями инспекции от 13.07.2021 N 797/2021-МКД и от 02.09.2021 N 1061/2021-МКД многоквартирные дома N 29 Б и N 29 А, ранее находившиеся под управлением общества, включены в реестр лицензий ООО "УК "Новоильинская".
С целью проверки фактов, изложенных в обращении ООО УК "Новоильинская" от 03.08.2021, инспекцией на основании распоряжения от 13.09.2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, в ходе которой установлен факт непередачи вновь выбранной управляющей организации технической и иной документации на многоквартирный дом N 29 Б, составлен акт проверки от 16.09.2021 N 123/2021/ЖК/НОВ-277 и в этот же день выдано предписание N 123/1/2021/ЖК/НОВ-277 об устранении выявленных нарушений части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 24, 26, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктов "а", "б" пункта 4, пунктов 20, 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 22.01.2022 передать ООО УК "Новоильинская" техническую документацию на многоквартирный дом N 29 Б и иные связанные с управлением этим домом документы (пункт 1); в срок до 01.11.2021 восстановить и передать документы ООО УК "Новоильинская" (пункт 2).
На основании распоряжения от 24.09.2021 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 16.09.2021, составлен акт проверки от 22.10.2021, в котором указано на частичную передачу технической документации на многоквартирный дом N 29 Б и иных документов, связанных с управлением данным домом, выдано новое предписание от 22.10.2021 N 128/1/2021/ЖК/НОВ-277 об устранении выявленных нарушений в срок до 22.01.2022 путем восстановления и передачи технической документации в полном объеме.
По результатам проверки исполнения обществом указанного предписания (распоряжение от 24.01.2022) инспекцией составлен акт проверки от 14.02.2022, согласно которому ООО УК "Чистый дом" не передало ООО "УК "Новоильинская" техническую и иную документацию на многоквартирный дом, выдано новое предписание от 14.02.2021 N 10/1/2022/ЖК/НОВ-277 об устранении нарушений в срок до 14.05.2022.
С целью проверки фактов, изложенных в обращениях ООО УК "Новоильинская" от 28.09.2021, от 14.10.2021, инспекцией на основании распоряжения от 29.10.2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, в ходе которой установлен факт непередачи новой управляющей организации технической и иной документации на многоквартирный дом N 29 А, составлен акт проверки от 12.11.2021 N 152/2021/ЖК/НОВ-277 и выдано предписание N 152/1/2021/ЖК/НОВ-277 об устранении выявленных нарушений части 1 статьи 200 ЖК РФ, пунктов 24, 26, 27 Правил N 491, подпунктов "а", "б" пункта 4, пунктов 20, 23 Правил N 416, в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 19.11.2021 передать ООО УК "Новоильинская" техническую документацию на многоквартирный дом N 29 А и иные связанные с управлением этим домом документы (пункт 1); в срок до 10.02.2022 восстановить и передать документы ООО "УК "Новоильинская" (пункт 2).
По результатам проверок исполнения обществом пункта 1 указанного предписания (распоряжения от 26.11.2021, от 17.01.2022) составлены акты проверок от 16.12.2021, от 04.02.2022, согласно которым ООО УК "Чистый дом" не передало ООО УК "Новоильинская" техническую и иную документацию на многоквартирный дом N 29 А, обществу выданы предписания от 16.12.2021 N 10/1/2022/ЖК/НОВ-277 об устранении нарушений в срок до 17.01.2022, от 04.02.2022 N 9/1/2022/ЖК/НОВ-277 об устранении нарушений в срок до 04.03.2022.
По результатам проверки исполнения обществом пункта 2 предписания 12.11.2021 N 152/2021/ЖК/НОВ-277 (распоряжение от 11.02.2022), составлен акт проверки от 03.03.2022, согласно которому ООО УК "Чистый дом" не в полном объеме переданы в ООО УК "Новоильинская" документы на многоквартирный дом N 29 А, выдано предписание от 03.03.2022 N 16/1/2022/ЛК/НОВ-277 об устранении выявленных нарушений в срок до 03.06.2022 путем восстановления и передачи технической документации в полном объеме.
Не передача в установленный срок технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами N 29 А и N 29 Б, послужила основанием для привлечения ООО УК "Чистый дом" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ (постановления от 29.09.2021 N 123/2021/ЖК/1/НОВ-277, от 24.11.2021 N 152/2021/ЖК/1/НОВ-277).
Полагая, что предписания инспекции от 16.12.2021, от 04.02.2022, от 14.02.2022, от 03.03.2022 подлежат отмене, а производства по административным делам - прекращению, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемых предписаний, и отсутствии у арбитражного суда полномочий без отмены постановлений о привлечении к административной ответственности, прекращать рассмотренные административным органом дела об административных правонарушениях.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 8 статьи 20 ЖК РФ, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о Государственной жилищной инспекции Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 10.04.2020 N 227, инспекция при проведении регионального государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензионных требований; выдает предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил N 416.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 20 Правил N 416).
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, а в пункте 26 указанных Правил поименованы иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 названных Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 указанных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1-1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Таким образом, по верному утверждению судов, на законодательном уровне установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил N 491, пунктах 1.5.1-1.5.3 Правил N 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что многоквартирный дом N 29 Б включен в перечень многоквартирных домов, управление которым с 01.08.2021 осуществляет ООО УК "Новоильинская"; по акту приема-передачи от 03.08.2021 ООО УК "Чистый дом" передало вновь выбранной управляющей организации ключи от подвального и чердачного помещений, универсальный чип от подъезда, копия технического паспорта на многоквартирный дом направлена обществом в ООО УК "Новоильинская" заказным письмом с описью вложения и получена последним; оспариваемым предписанием от 14.02.2022 на общество возложена обязанность восстановить и передать документы с учетом частичного исполнения ранее выданного предписания от 22.10.2021, которое, в свою очередь, вынесено как результат неисполнения предписания от 16.09.2021; многоквартирный дом N 29 А включен в перечень многоквартирных домов, управление которым с 01.10.2021 осуществляет ООО УК "Новоильинская"; по акту приема-передачи от 04.10.2021 ООО УК "Чистый дом" передало вновь выбранной управляющей организации ключи от подвального и чердачного помещений и щитовой; по факту непередачи технической и иной документации на многоквартирный дом ООО УК "Чистый дом" выдано предписание от 12.11.2021, состоящее из двух пунктов; исходя из акта приема-передачи документации, связанной с управлением многоквартирным домом N 29 А, от 01.02.2020, требования предписания от 12.11.2022 (в части пункта 1) фактически заявителем были исполнены после истечения сроков его исполнения (до 19.11.2021), что явилось основанием для выдачи предписания от 16.12.2021 (срок исполнения до 17.01.2022); доказательств представления акта от 01.02.2020 в инспекцию в период проведения проверки исполнения данного предписания (с 31.01.2022 по 04.02.2022) обществом не представлено, что послужило основанием для выдачи предписания от 04.02.2022; пункт 2 предписания от 12.11.2021 (по результатам проверки которого было выдано оспариваемое предписание от 03.03.2022) содержал помимо прочего требование о необходимости в срок до 10.02.2022 восстановить и передать новой управляющей организации проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирный дом N 29 А, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) данного дома, проектная документация передана не была, что подтверждается письмом ООО УК "Новоильинская" от 02.03.2022 N 12, соответственно, предписание от 03.03.2022 выдано правомерно.
Ссылка общества на невозможность передачи документации по многоквартирному дому N 29 Б по причине затопления 27.09.2021 архивной комнаты в офисе ООО УК "Чистый дом" отклонена судами, поскольку предписание от 16.09.2021 подлежало исполнению до 23.09.2021, то есть до момента затопления. Также обществом не представлено доказательств невозможности восстановления и передачи документации впоследствии до 22.01.2022 (предписание от 22.10.2021).
Судами обоснованно не приняты доводы общества о том, что проектная документация на многоквартирный дом N 29 А не передавалась ему предыдущей управляющей организацией, поскольку с учетом положений пункта 21 Правил N 416, предусматривающих обязанность управляющей организации, прекратившей управление многоквартирным домом, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации той, у которой впоследствии возникла обязанность по ее передаче (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 303-ЭС21-5287).
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые предписания инспекции соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку заявление ООО УК "Чистый дом" не содержало требований об оспаривании постановлений инспекции о привлечении общества к административной ответственности (согласно пояснениям заявителя, в связи с истечением срока на их обжалование), основания проверять их законность у судов отсутствовали.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 17.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3400/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1-1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Таким образом, по верному утверждению судов, на законодательном уровне установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил N 491, пунктах 1.5.1-1.5.3 Правил N 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
...
Судами обоснованно не приняты доводы общества о том, что проектная документация на многоквартирный дом N 29 А не передавалась ему предыдущей управляющей организацией, поскольку с учетом положений пункта 21 Правил N 416, предусматривающих обязанность управляющей организации, прекратившей управление многоквартирным домом, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации той, у которой впоследствии возникла обязанность по ее передаче (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 303-ЭС21-5287)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2023 г. N Ф04-1550/23 по делу N А27-3400/2022