г. Тюмень |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А27-20195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Горбунова Е.П.), веб-конференции и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на постановление от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Кривошеина С.В. Хайкина С.Н.) по делу N А27-20195/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527; 650099, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства" (650044, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Шахтеров, дом 1, этаж 3, ОГРН 1024200721203, ИНН 4206011405).
В заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Нерсесян А.А. по доверенности от 30.03.2022 (путем использования систем видеоконференц-связи);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Неупокоев М.Л. по доверенности от 10.01.2023 (в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции).
Суд установил:
публичное акционерное обществе "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) от 14.10.2022 по делу N 042/04/9.21-967/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 650 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства" (далее - предприятие, заявитель).
постановлением от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в его деянии состава вменяемого правонарушения, поскольку требование ПАО "Россети Сибирь" о представлении предприятием правоустанавливающих документов на объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проверке содержащейся в заявлении предприятия (от 04.07.2022 вх. N 2174) информации антимонопольным органом в действиях общества выявлены признаки нарушения пунктов 11, 15 Правил N 861, выразившиеся в отказе предприятию от подключения к электрическим сетям и заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" планируемых к строительству объектов электросетевого хозяйства.
По данному факту управлением возбуждено дело N 042/04/9.21-967/2022 (определение от 04.08.2022), проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что предприятие, действующее на основании соглашения о передаче полномочий от 29.12.2021 N 12 (переданы полномочия муниципального заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства муниципальной собственности города Кемерово "Сети электроснабжения новых микрорайонов центральной части города Кемерово"), обратилось в ПАО "Россети Сибирь" с заявками от 14.04.2022 NN 11000589933, 11000589935, 11000589936 на технологическое присоединение планируемых к строительству объектов - 2 КЛ 10 кВ, РП4 (стр.) от ПС "Заводская", 2 КЛ 10 кВ. PII6 (стр.) от ПС "Мирная", 4 КЛ 10 кВ, РП1.2 (стр.), РП5 (стр.) от ПС "Космическая" для электроснабжения новых микрорайонов центральной части города Кемерово; категория надежности энергопринимающих устройств - I (10 000 кВт); планируемые сроки проектирования объектов - до 31.12.2022; планируемые сроки введения в эксплуатацию - до 31.12.2023; к заявкам приложены постановления Администрации города Кемерово от 04.03.2022 NN 530, 539, 540 об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, на которых планируется строительство сетей электроснабжения.
ПАО "Россети Сибирь" приостановило рассмотрение заявок (письмо от 19.04.2022), а впоследствии аннулировало указанные заявки, сославшись на пункт 4 Правил N 861, в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861, подтверждающих право собственности предприятия на построенные кабельные линии КЛ 10 кВ.
Рассмотрение повторно направленных предприятием заявок (письмо от 06.06.2022) на технологическое присоединение ПАО "Россети Сибирь" приостановило по тем же основаниям (письмо 09.06.2022), а впоследствии аннулировало заявки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02.09.2022 антимонопольным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 14.10.2022 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 650 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии существенных нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) этих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (пункт 8 Правил N 861).
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 названных Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с данными Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные данным пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
ПАО "Россети Сибирь" в обоснование правомерности требования от предприятия представления документов, подтверждающих право собственности заявителя на КЛ 10 кВ (подпункт "г" пункта 10 Правил N 861), ссылается на пункт 4 Правил N 861, согласно которому любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с данными Правилами, и полагает, что предприятие могло обратиться с соответствующими заявками только в отношении построенных объектов.
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на дату подачи заявок) к заявке прилагается один из перечисленных видов документов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "н" и "о" данного пункта):
копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя;
копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории);
копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута).
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, заявка на технологическое присоединение подается, в том числе в отношении земельного участка, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.
Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством (пункт 2 части 5 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается подателем жалобы, что к заявкам предприятия были приложены постановления Администрации города Кемерово от 04.03.2022 N N 530, 539, 540 об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, на которых планируется строительство сетей электроснабжения.
Согласно пункту 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных данными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные данными Правилами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения ПАО "Россети Сибирь" требований пункта 11 Правил N 861, выразившегося в истребовании у предприятия документов, не предусмотренных названными Правилами, и, как следствие, ненаправлении в адрес предприятия договора об осуществлении технологического присоединения объектов в установленный пунктом 15 данных Правил срок.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований, предписанных Правилами N 861, и учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановления административного органа от 12.02.2021, от 01.02.2021, от 11.12.2020, от 10.09.2021, вступившие в силу 06.08.2021, 17.08.2021, 24.11.2021, 11.05.2022, дела N А27-4253/2021, N А27-3034/2021, N А27-57/2021, N А27-19743/2021), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20195/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований, предписанных Правилами N 861, и учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановления административного органа от 12.02.2021, от 01.02.2021, от 11.12.2020, от 10.09.2021, вступившие в силу 06.08.2021, 17.08.2021, 24.11.2021, 11.05.2022, дела N А27-4253/2021, N А27-3034/2021, N А27-57/2021, N А27-19743/2021), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2023 г. N Ф04-2009/23 по делу N А27-20195/2022