г. Тюмень |
|
1 июня 2023 г. |
Дело N А27-6723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Авериной Я.А., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грант" на постановление от 03.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Ваганова Р.А., Сухотина В.М.) по делу N А27-6723/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Грант" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Свободы, 15, 26, ИНН 4205092049, ОГРН 1054205212918) к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Заузелкова, д. 7, пом. 2, ИНН 4205997094, ОГРН 1134200001671) об обязании выполнить работы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Кемерово в лице Управления ЖКХ (650991, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, пр. Советский, 54, ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610).
Путем использования системы веб-конференции в онлайн-заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Грант" - Яцкова Н.Е. по доверенности от 24.11.2022 (срок действия 1 год).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Грант" (далее - ООО "Грант", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - Фонд):
- об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118, включающий капитальный ремонт межпанельных швов фасадов;
- об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 120, включающий капитальный ремонт с утеплением всего жилого дома.
В судебном заседании 21.10.2022 представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил, что в отношении многоквартирного дома по пр-т. Кузнецкий, 118 просит обязать ответчика обеспечить проведение капитального ремонта межпанельных швов фасада многоквартирного дома.
постановлением от 03.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, на Фонд возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления решения организовать проведение капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 120. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118, включающий капитальный ремонт межпанельных швов фасадов, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить частично. Обязать Фонд в течении шести месяцев после вступления решения в законную силу организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118, который включает в себя, в том числе работы по капитальному ремонту межпанельных швов фасада; обязать Фонд в течении шести месяцев после вступления решения в законную силу организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 120.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с пунктом 5.1.4 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств Предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013), в состав работ по капитальному ремонту включается ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей крупноблочных и крупнопанельных зданий; согласно пункту 4.1 СП 368.1325800.2017 Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта работы по капитальному ремонту распространяются, в том числе на фасады, следовательно, суды ошибочно указали, что ремонт межпанельных швов относится исключительно к текущему ремонту и стоимость их ремонта не входит в размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту, которая оплачивается региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта; обращает внимание на то, что суды приняли во внимание документ 2013 года, где срок по спорным жилым домам был определен - 2023 год, однако в 2021 году были приняты нормативные документы, которые предусматривали перенос срока проведения капитального ремонта в отношении домов по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118 и 120 на более раннюю дату - 2022 год.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Грант" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адреса:
г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д.118 и д.120.
Согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кемеровской области на 2014-2023 годы, утвержденной Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672, капитальный ремонт многоквартирных домов по адресам: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118, пр. Кузнецкий, 120 запланирован на 2022 год.
Проведенным ООО "ПКБ "Кемпроект" 23.01.2019 обследованием с оформлением технического заключения дома по адресу: пр-т. Кузнецкий, 120, установлено, что фактическая толщина и конструкция наружных стен жилого дома по пр. Кузнецкому, 120, не обеспечивает комфортные условия проживания в квартирах, состояние стен является ограниченно работоспособным и требуется капитальный ремонт с утеплением всех фасадов жилого дома.
Проведенным ООО "ПКБ "Кемпроект" 27.10.2019 обследованием с оформлением технического заключения дома по адресу: пр-т. Кузнецкий, 118, установлено, что для восстановления нормального уровня технического состояния межпанельных швов фасадов жилого дома по пр. Кузнецкому, 118; необходим капитальный ремонт межпанельных швов всех фасадов; выявлены промерзание, выпадение конденсата, наличие грибка и плесени.
Направленное истцом в адрес ответчика требование о проведении капитального ремонта, оставлено без удовлетворения, мотивированное тем, что в объем работ по капитальному ремонту МКД не входят требуемые к выполнению управляющей компанией работы.
Неисполнение ответчиком требований претензии явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 190 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов; 3) ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 ЖК РФ).
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2014 N 225 "О реализации части 4 статьи 166 и части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой Кемеровской областью, дополнен лишь работами по разработке проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством) и работами по строительному контролю.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В преамбуле Правил N 170 установлено, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 2.3.3 Правил N 170 установлено, что примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.
Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов согласно пункту 2 (стены и фасады) приложения N 7 к Правилам N 170 отнесены к текущему ремонту.
Пункт 2.4.2 Правил N 170 предусматривает, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 8 к Правилам N 170 к капитальному ремонту может быть отнесен ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50 %.
Пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 установлено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, исходя из того, что ремонт межпанельных швов относится к текущему ремонту, стоимость их ремонта не входит в размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта; работы по утеплению фасадов не утверждены нормативным правовым актом субъекта, собственниками помещений не принято решений об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт в целях проведения спорных видов работ, доказательств обращения управляющей компанией к уполномоченному органу за предоставлением субсидии в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с применением мер финансовой поддержки за счет средств бюджета города Кемерово в порядке, установленным Постановлением администрации г. Кемерово от 05.04.2019 N 758 "О порядке финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с применением мер финансовой поддержки за счет средств бюджета города Кемерово" материалы дела не содержат, суды пришли к выводу, что проведение капитального ремонта межпанельных швов фасада многоквартирного дома по адресу: пр-т Кузнецкий, 118, а также утепление фасадов по адресу: пр-т Кузнецкий, 120 необоснованно, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о том, что ремонт фасада относится к капитальному ремонту общего имущества, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Довод заявителя о том, что суды приняли во внимание документ 2013 года, где срок по спорным жилым домам был определен - 2023 год, однако в 2021 году были приняты нормативные документы, которые предусматривали перенос срока проведения капитального ремонта в отношении домов по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 118 и 120 на более раннюю дату - 2022 год, судом округа не принимается, поскольку истец просил обязать ответчика обеспечить проведение лишь капитального ремонта межпанельных швов фасада многоквартирного дома; суды, принимая во внимание обязанность регионального оператора по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: пр-т Кузнецкий, 120 в соответствии с утвержденной региональной программой, учитывая, что данные работы не выполнены, обязали ответчика организовать выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Кемерово, пр-т. Кузнецкий, 120 в течение шести месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6723/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.