г. Тюмень |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А45-29107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" на постановление от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Ваганова Р.А., Сухотина В.М.) по делу N А45-29107/2021 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (ОГРН 1025402457123), акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (ОГРН 1045401912401) о взыскании 116 242, 80 руб. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "СУЭК-Красноярск" (ОГРН 1072466008955, ИНН 2466152267).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Агарев В.В. по доверенности от 03.02.2021.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - АО "СПЖТ", ответчик), акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (далее - АО "СИБЭКО") о взыскании 116 242, 80 руб. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово ЗСб ж.д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "СУЭК-Красноярск" (далее - АО "СУЭК-Красноярск").
постановлением от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований к акционерному обществу "СУЭК-Красноярск" отказано. С АО "Сибпромжелдортранс"" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 116 242, 80 руб. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово ЗСб ж.д., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 487 руб.
АО "СИБЭКО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить постановление от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в части признания АО "СИБЭКО" виновным в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования и указать в мотивировочной части об отсутствии вины АО "СИБЭКО".
АО "СИБЭКО" не согласно с выводами суда в части признания его вины в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования в спорный период; указывает, что в спорный период формировало заявки на поставку угля с учетом указанной перерабатывающей способности станции Жеребцово; постепенное увеличение общего объема поставок в период с 2016 по 2019 год само по себе не может свидетельствовать о нарушении максимальной перерабатывающей способности станции в 196 вагонов; договор N О/СЭ-39-С является договором транспортного обслуживания, и вопросы объемов поставок указанным соглашением не регулируются; необходимость обращения к АО "СПЖТ" за изменением перерабатывающей способности отсутствовала; вопрос определения объема пропускной способности является предметом взаимоотношений ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ", АО "СПЖТ" самостоятельно взаимодействует с перевозчиком ОАО "РЖД" и обязано было контролировать объемы поступающих в адрес АО "СИБЭКО" грузов с учетом перерабатывающей способности и технологических параметров оборота вагонов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемые решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие не явившихся представителей.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Из материалов дела следует и судом установлено, что между АО "СПЖТ" (владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец) и АО "СИБЭКО" (контрагент) заключен договор транспортного обслуживания от 05.11.2012 N О/СЭ-39-С, по условиям которого владелец оказывает АО "СИБЭКО" транспортные услуги: осуществляет своим локомотивом круглосуточную подачу вагонов с грузом, прибывших в адрес контрагента от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово через вагонные весы контрагента до места выгрузки контрагента; осуществляет по заявке контрагента своим локомотивом круглосуточно дополнительную маневровую работу.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "СПЖТ" (владелец) заключен договор от 01.07.2019 N 11/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги (далее - договор, договор на эксплуатацию пути).
Согласно подпункту "в" пункта 19 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес владельца и его контрагентов, в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ и пунктом 12 договора, по ставкам, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1.
В силу пункта 7.1 договора в случаях, когда с приемо-отправочных (выставочных) путей станции Жеребцово на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны забираются локомотивом владельца в количестве меньшем, чем предъявлено к сдаче, то по памятке приемосдатчика зачисляются вагоны, фактически забранные на железнодорожный путь необщего пользования.
Факт задержки вагонов с выставочных путей станции Жеребцово в ожидании передачи (подачи) по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца оформляются актом общей формы за обоюдными подписями.
С учетом технологии работы станции Жеребцово и технологии обслуживания железнодорожного пути необщего пользования после уборки первой группы, от предъявленного к сдаче состава, владелец обеспечивает уборку с путей станции Жеребцово вагонов, оставшихся от предъявленного к сдаче состава, на приемоотправочном пути не позднее, чем по истечении 3, 81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.
Оплачиваемое время нахождения на путях общего пользования исчисляется:
- для вагонов первой группы, убираемой с путей станции Жеребцово локомотивом владельца, от предъявленного к сдаче состава по истечении двух часов с момента передачи приемосдатчиком перевозчика уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца;
- для группы вагонов, оставшейся от предъявленного к сдаче состава, по истечении 3,81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца.
Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Жеребцово первой и второй групп каждого следующего прибывшего состава исчисляется вышеуказанным порядком, но не ранее, чем через 1,81 часа с момента наступления оплачиваемого времени предыдущей группы ранее прибывшего состава либо данного состава.
Пунктом 17.1 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлены: технологический срок оборота вагона - 17, 34 часа, среднесуточная перерабатывающая способность угля - 196 вагонов в сутки.
В пункте 12.1 договора на эксплуатацию пути стороны согласовали проведение представителями перевозчика совместно с представителями владельца, уполномоченными на подписание актов общей формы, совместных совещаний не реже одного раза в неделю по спорным вопросам.
Согласно подписанным ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" актам общей формы в период с 30.09.2020 по 20.10.2020 владелец не принимал с выставочных путей станции Жеребцово вагоны, что вызвало их простой на железнодорожных путях общего пользования.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец начислил владельцу плату за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 116 242, 80 руб., отказ в добровольной уплате которой послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 322, 431, 784, 793, 797, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 31, 39, 55, 58, 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), пунктами 3.1, 3.4, 3.5, 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), условиями договора и исходили из того, что факт простоя вагонов на путях общего пользования, его причина и продолжительность, подтвержден материалами дела, в том числе, актами общей формы, являющимися с учетом раздела третьего Правил N 45 надлежащими доказательствами и пришли к выводу о наличии причинной связи между виновными действиями ответчиков и скоплением вагонов на путях общего пользования, принадлежащих акционерному обществу РЖД.
Определяя солидарную ответственность, суд исходил из того, что причиной сверхнормативного простоя вагонов в спорном периоде явилось ненадлежащее исполнение АО "СПЖТ" принятых на себя обязательств по заключенному с ОАО "РЖД" договору по принятию поступающих с углем вагонов с приемо-отправочного пути ОАО "РЖД" на свои железнодорожные пути необщего пользования, а также действия АО "СИБЭКО", которое без обращения к АО "СПЖТ" за изменением перерабатывающей способности средств и механизмов погрузки/выгрузки железнодорожного пути необщего пользования в связи с увеличением объема поставок, увеличило поступление в свой адрес вагонов с углем больше известной пропускной способности. В удовлетворении исковых требований к АО "СИБЭКО" отказано, так как на момент заявления ходатайства о привлечении в качестве соответчика АО "СИБЭКО" срок исковой давности истек.
Исходя из того, что АО "СУЭК-Красноярск" не имеет возможности регулировать процесс прибытия и отстоя вагонов на указанной станции, являясь лишь поставщиком груза по заявкам АО "СИБЭКО", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его привлечения к солидарной ответственности.
Спор по существу судами рассмотрен правильно.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений (статья 1 УЖТ).
В соответствии со статьей 55 УЖТ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 56 УЖТ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
По правилу статьи 58 УЖТ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (статья 60 УЖТ).
В соответствии со статьей 64 УЖТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Частью 1 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 39 УЖТ).
Частью 10 статьи 39 УЖТ предусмотрены основания для освобождения грузоотправителей грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
На основании части 12 статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях (в частности при нахождении на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров), вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность, вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
В рассматриваемом случае отношения между ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" по вопросу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования АО "СПЖТ" на станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги урегулированы договором на эксплуатацию пути, а отношения между АО "СПЖТ" (владелец пути необщего пользования) и АО "СИБЭКО" (контрагент) по вопросу подачи вагонов, прибывающих в адрес АО "СИБЭКО" от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги, включая подачу вагонов до мест их выгрузки, а также уборку порожних вагонов на выставочные пути общего/необщего пользования указанной железнодорожной станции определены договором транспортного обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
Согласно пунктам 3.4 и 3.5 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов. О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Пунктом 4.6 Правил N 26 определено, что при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (пункт 2 статьи 1 Закона N 17-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 17-ФЗ определены принципы функционирования железнодорожного транспорта: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Статьей 2 Закона N 17-ФЗ определено понятие перевозочного процесса как совокупности организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм права следует, что перевозочный процесс железнодорожным транспортом представляет собой сложный, многоуровневый механизм, предполагающий безусловное и добросовестное взаимодействие всех его участников в целях обеспечения слаженности перевозки от начального его этапа и до окончания перевозочного цикла.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает необходимость принятия, в том числе и грузополучателем, осведомленным о параметрах перерабатывающей способности конкретного пути, которым в настоящем случае выступает АО "СИБЭКО", в сфере контроля которого находится объем поставок, что влияет на количество подаваемых вагонов, мер, направленных на осуществление деятельности с учетом перерабатывающей способности средств и механизмов погрузки/выгрузки железнодорожного пути необщего пользования.
По общему правилу положений частей 1, 11, 12 статьи 39 УЖТ ответственность за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, относится на указанных лиц.
Указанную ответственность данные лица несут в связи с наличием у них гражданско-правовых отношений с перевозчиком, в частности по перевозке грузов, эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.
Произведя исследование и оценку представленных в материалы дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормативными положениями, регулирующими взаимоотношения между сторонами спора, являющимися участниками перевозочного процесса (перевозчик, владелец пути необщего пользования, грузополучатель) установив, что в спорном периоде владельцем железнодорожного пути необщего пользования прием вагонов, поступающих в адрес АО "СИБЭКО", осуществлялся с нарушением нормативного срока, при этом простой вагонов вызван ограниченностью перерабатывающей способности средств и механизмов части принадлежащего ему пути необщего пользования, посредством которых осуществляются необходимые действия по приему, погрузке, разгрузке поступающих в адрес АО "СИБЭКО" железнодорожных вагонов с углем, исходя из того, все участники перевозочного процесса железнодорожным транспортом в силу положений УЖТ задействованы в процессе использования единой инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что предполагает возложение обязанности учитывать в своей деятельности фактор ограниченности перерабатывающей способности пути как на владельца пути, определяющего в договоре нормы предельной выгрузки вагонов (219 вагонов в сутки), превышающие нормы, установленные для спорных путей (196 вагонов в сутки), так и на грузополучателя, осуществляющего контроль за объемами поставок и формирующего заявки на доставку вагонов, суды первой и апелляционной инстанции признали обоснованным начисление истцом платы за сверхнормативный простой вагонов, а также пришли к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае солидарной ответственности обществ "СПЖТ" и "СИБЭКО" по правилам статей 322, 1080 ГК РФ.
Вместе с тем, с учетом даты привлечения в качестве соответчика признав обоснованным заявление АО "СИБЭКО" о пропуске истцом срока исковой давности (статья 126 УЖТ), суды пришли к правильному выводу об отказе в иске к АО "СИБЭКО".
В отношении приведенных в кассационной жалобе АО "СИБЭКО" доводов об отсутствии его вины и принятии со своей стороны всех мер во избежание ситуации простоя вагонов на пути суд округа отмечает следующее.
Суд округа учитывает, что в рамках ранее рассмотренного дела N А45-17223/2020 (по иску между теми же сторонами, по тому же предмету, в отношении тех же правоотношений, только за иной период - за 2019 год) правомерность взыскания с привлеченного к участию в деле в качестве ответчика при повторном рассмотрении дела грузополучателя присужденной суммы была определена также и с учетом исследованного и установленного судами факта того, что договор поставки угля, в котором АО "СИБЭКО" является покупателем, определяет к поставке в 2019 году в сутки 219 вагонов с углем, что больше перерабатывающей способности (196 вагонов).
Между тем спорным периодом по настоящему иску является следующий, за ранее исследованным периодом, а именно период с 30.09.2020 по 20.10.2020.
В материалах дела имеются уточняющие заявки за спорный период, в которых АО "СИБЭКО" просит соблюдать равномерность поставок и не допускать простоя вагонов, что соответствовало, по мнению заявителя, стандарту добросовестного поведения участника перевозочного процесса.
Указанные доводы АО "СИБЭКО" судами не были учтены при заключении выводов относительно недобросовестных действий грузополучателя в спорный период (по аналогии с 2019 годом), также повлекших, по мнению судов, в 2020 году ненормативный простой вагонов и применение к грузополучателю солидарной ответственности по правилам статей 322, 1080 ГК РФ.
Безусловно, само по себе обстоятельство наличие договора транспортного обслуживания не освобождает грузополучателя от принятия иных зависящих от него мер для осуществления перевозки с учетом перерабатывающей способности пути во избежание ситуации скопления вагонов на путях общего пользования, к которым отнесены, в частности, контроль объемов поставок.
Вместе с тем, вступая в договорные отношения по оказанию комплекса услуг по подаче вагонов, заказчик рассчитывает на профессионализм лица, привлеченного им для выполнения всего объема работ по транспортировке прибывших в адрес АО "СИБЭКО" вагонов, что предполагает принятие также исполнителем в ходе исполнения договора мер, направленных на недопущение ситуации простоя вагонов, учитывая, что оказывая полный комплекс транспортных услуг по подаче вагонов с грузом, понимая особенности технологического процесса оборота вагонов, оценивая возможности инфраструктуры путей необщего пользования, АО "СПЖТ" обладало возможностью корректировать установленные параметры оборота - пропускную способность, технологическое время оборота вагонов, а также уведомлять контрагента о необходимости при риске возникновения ситуации простоя корректировки объема поставок.
С учетом изложенного, по обстоятельствам настоящего дела у судов не было правовых оснований для привлечения АО "СИБЭКО" как грузополучателя к солидарной ответственности в порядке статей 322, 1080 ГК РФ за сверхнормативный простой вагонов за спорный период времени.
Между тем ошибочные выводы судов в данной части не повлекли, по мнению суда округа, принятие незаконного и необоснованного судебного акта, поскольку в удовлетворении исковых требований к АО "СИБЭКО" отказано по мотиву пропуска срока исковой давности, что являлось самостоятельным основанием для отказа в иске и, само по себе, не требовало у судов выяснения наличия или отсутствия оснований для привлечения АО "СИБЭКО" как грузополучателя к солидарной ответственности.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Таким образом, поскольку в удовлетворении исковых требований к АО "СИБЭКО" судами отказано по мотиву пропуска срока исковой давности, что не требовало выяснения наличия или отсутствия оснований для его привлечения как грузополучателя к солидарной ответственности, ошибочные выводы судов в части возможности привлечения АО "СИБЭКО" к солидарной ответственности за ненормативный простой вагонов в период май-июль 2020 года по существу не нарушают права кассатора, в связи с чем суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы об изменении решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в части указания в мотивировочной части об отсутствии вины АО "СИБЭКО" в ненормативном простое вагонов.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ)
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-29107/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Безусловно, само по себе обстоятельство наличие договора транспортного обслуживания не освобождает грузополучателя от принятия иных зависящих от него мер для осуществления перевозки с учетом перерабатывающей способности пути во избежание ситуации скопления вагонов на путях общего пользования, к которым отнесены, в частности, контроль объемов поставок.
Вместе с тем, вступая в договорные отношения по оказанию комплекса услуг по подаче вагонов, заказчик рассчитывает на профессионализм лица, привлеченного им для выполнения всего объема работ по транспортировке прибывших в адрес АО "СИБЭКО" вагонов, что предполагает принятие также исполнителем в ходе исполнения договора мер, направленных на недопущение ситуации простоя вагонов, учитывая, что оказывая полный комплекс транспортных услуг по подаче вагонов с грузом, понимая особенности технологического процесса оборота вагонов, оценивая возможности инфраструктуры путей необщего пользования, АО "СПЖТ" обладало возможностью корректировать установленные параметры оборота - пропускную способность, технологическое время оборота вагонов, а также уведомлять контрагента о необходимости при риске возникновения ситуации простоя корректировки объема поставок.
С учетом изложенного, по обстоятельствам настоящего дела у судов не было правовых оснований для привлечения АО "СИБЭКО" как грузополучателя к солидарной ответственности в порядке статей 322, 1080 ГК РФ за сверхнормативный простой вагонов за спорный период времени.
...
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2023 г. N Ф04-1852/23 по делу N А45-29107/2021