г. Тюмень |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А67-7591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании на постановление от 15.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А67-7591/2022 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, дом 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) о взыскании вреда.
В заседании приняли участие (в режиме веб-конференции) представители:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Шапошников А.С. по доверенности от 10.01.2023;
от акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании -Ахтемийчук О.Н. по доверенности от 26.12.2022.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) обратилась в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - общество) о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 5 795 861 руб.
постановлением от 15.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении искового требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при расчете вреда службой ошибочно определен период для применения коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (2021 год вместо 2020 года); иск заявлен преждевременно, поскольку общество принимает меры к возмещению вреда в натуре; представленный проект рекультивации земель соответствует природоохранному законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.12.2020 вследствие разгерметизации (внутренней коррозии) принадлежащего обществу нефтесборного трубопровода "НС ф-273 уз.вр.к. 34, 35, 64, 65, 66- УПСВ-4" в 1765-м от уз.вр.к. 34, 35, 64, 65, 66 Вахского месторождения нефти произошел разлив нефти (сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе от 21.12.2020).
В ходе проведенных службой мероприятий по определению размера вреда, причиненного лесам, в результате вышеуказанного нефтеразлива выявлено загрязнение земель лесного фонда в выделе 28 квартала 425 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества на площади 0,2202 га (распоряжение от 08.09.2021 N 02-419/2021; акт от 13.09.2021; фототаблица; абрис участка; карта-схема; каталог координат).
В соответствии с актами отбора проб почвы от 10.09.2021 N 493-з, N 494-з, протоколами количественного химического анализа почв от 28.09.2021 КХА N 493-з, N 494-з, заключением федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" от 04.10.2021 N 445 на загрязненном участке обнаружено превышение содержания нефтепродуктов более чем в 1443,8 раза по сравнению с незагрязненным участком.
Претензией службы от 16.12.2021 N 350-ЛН/2021 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб лесам в сумме 5 795 861 руб., рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Методика N 1730).
Поскольку обществом в добровольном порядке вред возмещен не был, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия правовых оснований для взыскания с общества убытков в целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде (лесам).
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и другими федеральными законами.
Согласно статье 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом об охране окружающей среды. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как следует из пунктов 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка лесного фонда общей площадью 0,2202 га в выделе 28 квартала 425 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества, эксплуатация которого с использованием опасных производственных объектов - нефтепроводов осуществляется обществом.
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления N 49 следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен на основании решения суда или арбитражного суда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 2 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, в случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано
В рассматриваемой ситуации вопреки доводам общества у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для вывода о преждевременности возложения на нарушителя обязанности по возмещению вреда в денежной форме и возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды на основании проекта рекультивации загрязненного земельного участка, подготовленного по заказу общества проектным институтом АО "Томск-НИПИнефть" и согласованного с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 01.11.2022 (далее - проект рекультивации земель).
В соответствии с положениями статьи 5 и пункта 2 статьи 100 ЛК РФ охрана лесов осуществляется из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств).
Как отмечено в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 02.06.2015 N 12-П, определение от 13.05.2019 N 1197-О и др.), лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Следовательно, соблюдение принципа полного возмещения вреда в отношении лесов предполагает необходимость принятия мер, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, допущенного в отношении всех затронутых правонарушением компонентов природной среды, включая почвы, растительный, животный мир, подземные воды.
С учетом приведенных положений выполнение работ по рекультивации загрязненного земельного участка может выступать препятствием для возложения на лицо обязанности по возмещению вреда лесу в денежной форме только при условии, что причинителем вреда в установленном порядке добровольно осуществляется комплексное восстановление природной среды, включающее в себя помимо рекультивации земли также лесовосстановление (лесоразведение), принимаются иные эффективные меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, то есть совершаются все возможные действия, направленные на возмещение в натуре вреда, причиненного всей экологической системе леса (статья 1082 ГК РФ, пункт 13 Постановления N 49).
В ином случае выполнение лицом только работ по рекультивации земли не может служить основанием для его освобождения от обязанности по возмещению вреда, причиненного иным компонентам природной среды, в том числе животному и растительному миру.
При этом в целях исключения двойной ответственности за одно правонарушение и обеспечения экономических стимулов к самостоятельному устранению вреда, причиненного лесу, при определении размера вреда лицо вправе ставить вопрос о зачете затрат, которые понесены им при рекультивации земли, при условии, что работы по рекультивации выполнены на основании разработанного и утвержденного в разумные сроки проекта (пункт 15 Постановления N 49).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом в нарушение пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, не была обеспечена своевременная разработка проекта рекультивации земель (не позднее семи месяцев со дня причинения вреда). Представленный проект рекультивации земель от 01.11.2022 не тождественен проекту восстановительных работ, поскольку направлен на восстановление качественных характеристик почвы на земельном участке, не затрагивает восстановление иных компонентов природной среды, в связи с чем не может обеспечить полное восстановление экологической системы леса. Кроме того, участок, подлежащий рекультивации в соответствии с данным проектом, и спорный загрязненный участок имеют лишь частичное совпадение.
Поскольку причинение вреда произошло в защитных лесах, расчет ущерба правомерно произведен службой на основании пункта 6 приложения N 3, пункта 5, подпункта "г" пункта 6 приложения N 4 Методики N 1730, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 5 795 861 руб.
Судами проверен представленный службой расчет вреда и признан правильным, при этом обоснованно отклонены доводы общества об ошибочном определении периода применения коэффициента исходя из обстоятельств выявления правонарушения и положений пункта 2 статьи 307.1, пункта 3 статьи 393 ГК РФ.
Доказательств выполнения обществом мероприятий, направленных на оперативное и эффективное восстановление нарушенного лесного участка, и понесенных при этом затрат, не было представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковое заявление службы о взыскании с общества причиненного лесам вреда в денежной форме в размере 5 795 861 руб.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7591/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку причинение вреда произошло в защитных лесах, расчет ущерба правомерно произведен службой на основании пункта 6 приложения N 3, пункта 5, подпункта "г" пункта 6 приложения N 4 Методики N 1730, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 5 795 861 руб.
Судами проверен представленный службой расчет вреда и признан правильным, при этом обоснованно отклонены доводы общества об ошибочном определении периода применения коэффициента исходя из обстоятельств выявления правонарушения и положений пункта 2 статьи 307.1, пункта 3 статьи 393 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2023 г. N Ф04-2395/23 по делу N А67-7591/2022