г. Тюмень |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А45-14820/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Производственное монтажно-строительное предприятие "Электрон" на постановление от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-14820/2022 по заявлению открытого акционерного общества Производственное монтажно-строительное предприятие "Электрон" (ОГРН 1025403904020, ИНН 5410108649; 630075, г. Новосибирск, ул. Танковая, 72) к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (ОГРН 1045402550786, ИНН 5406299616; 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, 49), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (ОГРН 1095404022988, ИНН 5404403251, 630108, г. Новосибирск, площадь Труда, 1), Федеральной налоговой службе (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23) о признании недействительным решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Центральный банк Российской Федерации в лице Сибирского главного управления, (107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12; 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 27; ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133), акционерное общество "Республиканский специализированный регистратор "Якутский Фондовый Центр" (677018, г. Якутск, пер. Глухой, 2, 1; 630009, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 27/1).
Суд установил:
открытое акционерное общество Производственное монтажно-строительное предприятие "Электрон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - Управление), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган), Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России) о признании недействительными решения Управления от 06.05.2022 N 127-р и решения ФНС России от 04.08.2022 N КЧ-4-9/10105@.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Центральный банк Российской Федерации в лице Сибирского главного управления (далее - Банк), акционерное общество "Республиканский специализированный регистратор "Якутский Фондовый Центр".
постановлением от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение или направить дело на новое рассмотрение.
ФНС России, Управление, Банк возражают против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
08.06.2020 Общество представило в регистрирующий орган заявление по форме N Р13001 с приложением соответствующих документов; заявителем при данном виде государственной регистрации выступил Яблоков М.А., подпись которого засвидетельствована нотариусом Круговой О.М.
Согласно представленным на государственную регистрацию заявлению и уставу в новой редакции заявитель вносил изменения в сведения о наименовании; новое наименование, - акционерное общество Производственное монтажно-строительное предприятие "Электрон".
16.06.2020 Инспекцией принято решение N 34612А о государственной регистрации изменений, вносимых заявителем, в частности, о полном наименовании - акционерное общество Производственное монтажно-строительное предприятие "Электрон", указывающем на его непубличный статус, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сделана запись за ГРН 2205400667569.
В Управление поступила жалоба от Банка на решение регистрирующего органа о государственной регистрации от 16.06.2020 N 34612А с требованием об его отмене. Банком указано, что 14.09.2001 была произведена регистрация выпуска обыкновенных акций Общества, размещенных путем открытой подписки, который сопровождался регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг; данный выпуск акций заявителем не погашен (не аннулирован), в отношении заявителя не принималось решение об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в связи с чем Общество отвечает всем признакам публичного акционерного общества.
В ходе рассмотрения жалобы Банка установлено, что предусмотренный подпунктом "е" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) обязательный для государственной регистрации документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в пакете документов отсутствовал, в связи с чем Инспекции следовало принять решение об отказе в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, Общество не получало освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 06.05.2022 N 127-р, которым решение Инспекции от 16.06.2020 N 34612А отменено, на регистрирующий орган возложена обязанность по исполнению указанного решения.
16.05.2022 Инспекция исполнила решение Управления от 06.05.2022 N 127-р путем внесения в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2225400456060 о признании записи от 16.06.2020 за ГРН 2205400667569 недействительной, в связи с чем в ЕГРЮЛ восстановлены сведения в отношении заявителя, существовавшие до принятия решения от 16.06.2020.
Не согласившись с решением Управления, заявитель обратился с жалобой в ФНС России, решением которой от 04.08.2022 N КЧ-4-9/10105@ отказано в удовлетворении жалобы. Дополнительно к основаниям, изложенным в оспариваемом решении Управления, указано, что Управлением неверно определено основание для вывода о допущенном нарушении, непредставление Обществом документа, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, не может расцениваться в качестве нарушения требований Закона N 129-ФЗ, поскольку учредительные документы и наименование заявителя не содержали указание на то, что акционерное общество является публичным после приведения учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом изложенного Общество должно было привести учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ, затем получить освобождение от обязанности раскрывать информацию.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь положениями статей 66.3, 97 ГК РФ, статьи 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьи 7 Закона N 129-ФЗ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества и признания решений налоговых органов недействительными.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судебных инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Судами установлено, что 14.09.2001 Обществом зарегистрирован выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций, размещенных путем открытой подписки, который сопровождался регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 38 зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг одним из условий размещения вышеуказанного выпуска ценных бумаг являлось размещение 210 646 обыкновенных акций Общества среди акционеров и иных лиц без ограничения.
25.04.2002 зарегистрирован отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных путем открытой подписки. В соответствии с пунктом 3 данного отчета фактически размещено 210 646 обыкновенных акций Общества, что соответствует 100% размещаемых ценных бумаг.
Размещение акционерным обществом ценных бумаг неограниченному кругу лиц путем открытой подписки является публичным размещением ценных бумаг, а также свидетельствует о наличии у акционерного общества публичного статуса, установленного пунктом 1 статьи 66.3 ГК РФ.
Таким образом, поскольку Общество, осуществив публичное размещение ценных бумаг в 2001 году, на момент вступления в силу Закона N 99-ФЗ (01.09.2014) уже являлось публичным, в целях исполнения требований, установленных абзацем 1 пункта 1 статьи 97 ГК РФ должно было представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании, указывающим на его публичный статус.
Суды верно отметили, что внося в свое наименование изменения, указывающие на отсутствие у Общества публичного статуса, а именно, называя себя "акционерное общество", Общество нарушает требования абзаца 1 пункта 1 статьи 97 ГК РФ, а также вводит в заблуждение лиц, которые находятся в гражданско-правовых отношениях с ним, акционеров Общества, которые не участвовали в принятии решения об изменении наименования Общества.
Как правильно указано судами, для внесения Обществом изменений в устав, указывающих на непубличный статус, необходимо привести наименование Общества в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ, то есть включить в наименование указание на публичный статус (при этом регистрация проспекта ценных бумаг и заключение договора с организатором торговли о листинге акций не требуется), а затем пройти процедуру прекращения публичного статуса, установленную статьей 7.2 Закона об акционерных обществах.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7.2 Закона об акционерных обществах, завершающим этапом процедуры прекращения обществом публичного статуса является внесение в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого общества, не содержащем указание на то, что общество является публичным.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно отклонили доводы заявителя об отсутствии обязанности приведения наименования в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов.
Кроме того, судом округа приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А45-11411/2022, которыми Обществу отказано в признании незаконным и отмене постановления Банка от 08.04.2022 N 22-2014/3110-1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды пришли к выводам о наличии в деянии Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку факт нарушения Обществом требований пункта 1 статьи 97 ГК РФ установлен (общество внесло изменения в устав, согласно которым в его наименовании отсутствует указание на публичный статус); признано правомерным предписание Банка принять меры, направленные на приведение наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ путем внесения изменений в учредительные документы в части полного (сокращенного) фирменного наименования, содержащего указание на то, что общество является публичным.
Вопреки доводам кассатора к правам и обязанностям Общества, возникшим после 01.09.2014, положения ГК РФ применяются в редакции Закона N 99-ФЗ (пункт 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Довод Общества о том, что жалоба Банка не подлежала рассмотрению Управлением, поскольку был пропущен срок на подачу жалобы, был рассмотрен судами и правомерно отклонен с учетом того, что действия Управления по восстановлению пропущенного срока соответствуют предоставленным ему статьей 25.3 Закона N 129-ФЗ полномочиям.
Установленные судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14820/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных обстоятельств суды правомерно отклонили доводы заявителя об отсутствии обязанности приведения наименования в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов.
Кроме того, судом округа приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А45-11411/2022, которыми Обществу отказано в признании незаконным и отмене постановления Банка от 08.04.2022 N 22-2014/3110-1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды пришли к выводам о наличии в деянии Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку факт нарушения Обществом требований пункта 1 статьи 97 ГК РФ установлен (общество внесло изменения в устав, согласно которым в его наименовании отсутствует указание на публичный статус); признано правомерным предписание Банка принять меры, направленные на приведение наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ путем внесения изменений в учредительные документы в части полного (сокращенного) фирменного наименования, содержащего указание на то, что общество является публичным.
Вопреки доводам кассатора к правам и обязанностям Общества, возникшим после 01.09.2014, положения ГК РФ применяются в редакции Закона N 99-ФЗ (пункт 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Довод Общества о том, что жалоба Банка не подлежала рассмотрению Управлением, поскольку был пропущен срок на подачу жалобы, был рассмотрен судами и правомерно отклонен с учетом того, что действия Управления по восстановлению пропущенного срока соответствуют предоставленным ему статьей 25.3 Закона N 129-ФЗ полномочиям."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2023 г. N Ф04-2894/23 по делу N А45-14820/2022